Ilm
РП/98
Ш И
Л И Ч Н А Я
Р А Д И О С В Я З Ь
И.ВАХРЕЕВ (RW4HFN),
штурман ИЛ-76,
443901, г.Самара, п.Береза,
а/я 4707.
ПРОЕКТ РАДИО-ДНД
ПАМЯТИ ЖЕРТВ АВИАКАТАСТРОФ
Удивительно, но факт: ни один
отечественный самолет не имеет ин-
дикации наличия сигнала бедствия
на стандартной частоте 121,5 МГц.
К нашему стыду, самолеты иност-
ранных авиакомпаний, имеющие
такую аппаратуру, первыми опове-
щают о бедствии на территории
России. Хваленая система КОС-
ПАС, по разным оценкам, имеет
время реакции от 15 минут до двух
часов. Увы, самолет падает в луч-
шем случае минуту-другую, да и
“радиобардак” на территории СНГ
ставит достоверность сигнала SOS
под сомнение.
Что же, тупик? Думается, есть для
нашей удивительной страны не ме-
нее экстравагантный выход. Вспом-
ним историю: когда в 20-х годах по-
терялся дирижабль полярной экспе-
диции У.Нобиле, аварийный сигнал
был принят советским радиолюби-
телем-наблюдателем. Был ли он в
лаптях и с бородой и запускалась ли
антенна на воздушном змее ватагой
пацанов, пусть останется на совес-
ти авторов знаменитого фильма. Но
то, что именно радиолюбитель, а не
целая сеть европейских “круто” ос-
нащенных станций приняла сигнал
SOS — это факт.
Суть моего первого предложения,
ценою в один росчерк пера: отдать
частоту 100,1 МГц в полное и без-
лицензионное владение народу. За-
чем? Для многих не секрет, что на
FM -приемнике отлично слышны
переговоры в “самолетном” диапа-
зоне, несмотря на то что радиостан-
ции там используют AM. Просто лю-
бой FM-приемник имеет зеркальный
диапазон приема 109,4.
..129,4 МГц,
отстоящий от основного на удвоен-
ную ПЧ вверх. То есть аварий-
ный сигнал SOS на 121,5 МГц мож-
но услы ш ать, настроивш ись на
100,1 МГц.
Если, не дай Бог, мне придется в
полете над территорией России пе-
редавать экстренное сообщение, не-
пременно кроме 121,5 МГц восполь-
зуюсь вызывной частотой СВ-диапа-
зона 27,2 МГц. Гарантирую, что де-
сяток “ушей” услышит и, уверен,
помогут. А ведь такой бум на диа-
пазоне 27 МГц в нашей стране воз-
ник совсем недавно, государство не
вложило в это ни копейки. Более
того, оно берет за лицензию нема-
лые деньги, равные стоимости ра-
диостанции. Слабо за права запла-
тить цену автомобиля?
Частота 100 МГц лучше 27 МГц
по нескольким причинам:
- приемник FM есть у всех;
- антенна длиной 75 см (против
2,7 м) уже стоит на автомобиле;
- нет изнуряющих дальних прохож-
дений.
Быть может, это кому-то может
помешать? Несущая частота звуко-
вого сопровождения 5-го TV кана-
ла — 99,75 МГц, радиовещательные
FM -станции в последнее время ста-
ли появляться на “американском”
диапазоне 90 МГц, так что выделе-
ние ста каналов с шагом 10 кГц от
100 до 101 МГц погоды не сделает.
Фабричную аппаратуру на новый
диапазон можно обязать выпускать
с ФНЧ на входе, чтобы она одинако-
во хорошо принимала как прямой,
так и зеркальный каналы. Низкий
уровень шумов на УКВ практически
не ухудшит чувствительность, тем бо-
лее, что канал аварийного сигнала
SOS (121,5 МГц) практически всегда
пуст.
Другое предложение стоит денег,
но эффективность и перспективы
его просто фантастичны. Бум у нас
не только на СВ, но и на двухмет-
ровом (144.
..146 МГц) диапазоне.
Предлагаю установить репитеры
этого диапазона на сами объекты
спасения — самолеты. Зачем они
радиолю бителям, ясно: возмож -
ность работы на VHF в радиусе
500.
.. 1000 км — это прорыв, кото-
рый оставляет далеко позади как
наземные, так и космические радио-
средства. А если “летучих” репите-
ров много, и есть возмож ность
организовывать их в цепочки, ска-
жем, сигналом CTCSS?
Сложнее с авиачиновниками,ко-
торых нужно убедить в том, что не-
делями искать терпящий бедствие
самолет просто стыдно, что есть
возможность недорого оснастить
его таким супермаяком SOS. Чисто
технически это мог бы быть симп-
лексный эхо-репитер, сканирующий
в диапазоне 145,225.
..145,475 МГц.
Место установки — проблесковый
маяк, который есть на большинстве
самолетов. Он позволяет встроить
репитер, не изменяя конструкции
планера.
Все остальное — как организовать
цепочки, как в режиме SOS создать
“зонтик”, накрывающий планету,
как через небесный репитер выхо-
дить на “приземленных” его братьев
— это достойная задача для радио-
любителей и профессионалов.
Автор с удовольствием примет
даже самые безумные предложения и,
в свою очередь, берется изготовить
и установить (если УГОН и авиаком-
пания не запретят) прототип на свой
лайнер для эксперимента. Распрост-
ранение опыта на всю Россию или
даже — чем черт не шутит — на весь
мир, является сложной, но вполне ре-
альной задачей радиолюбительского
движения.
Куплю
схему
видеокамеры
“Электроника-841”.
213860, г.Глуск,
ул. Интернациональная, 14.
Стефановичу Юрию.
38
Радиолюбитель 4/98
предыдущая страница 39 Радиолюбитель 1998-04 читать онлайн следующая страница 41 Радиолюбитель 1998-04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст