БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
сколько квадратных метров, в кото-
рой грызуны будут чувствовать себя
неуютно.
На элементах DD1.1 и DD1.2 собран
генератор инфранизких колебаний.
Транзистор VT1, в зависимости от на-
пряжения на базе, начинает медлен-
но открываться и закрываться. Таким
образом, оптрон в цепи его коллекто-
ра плавно изменяет постоянную вре-
мени второго генератора на элемен-
тах DD2.1 и DD2.2. Частота его плав-
но меняется от 18 до 60 кГц, перекры-
вая большой динамический диапазон.
Транзисторные ключи VT2.
..VT5 “рас-
качивают” пьезоэлемент НА1. Конеч-
но, один пьезоэлемент не может обес-
печить равномерность АЧХ во всем
диапазоне, так как является резонан-
сной системой, поэтому в данном слу-
чае необходимо применять несколь-
ко пьезоэлементов, включенных па-
раллельно.
Конструктивно пьезоизлучатели мо-
гут быть выполнены аналогично кон-
струкции сирены, но в этом случае не-
обходимо применять пьезокристаллы
с резонансной частотой от 20 до
100 кГц. На высоких частотах пьезок-
ристалл потребляет больш ой ток
(20.
..70 мА), поэтому транзисторы
VT2.
..VT5 необходимо устанавливать
на теплоотводы.
Несомненно, главная деталь любой
описанной сирены — это высококаче-
ственный пьезокристалл “триморф”. В
странах СНГ только несколько заво-
дов производят пьезокерамику, но не
все могут предложить качественную
керамику.
У авторов всегда имеются в на-
личии готовые пьезоизлучатели
для блоков звуковой индикации.
Адрес для справок:
220141, г.Минск, а/я 300, тел.(017)
235-80-06, факс (017) 286-96-27.
Предлагаются также сирены со сле-
дующими характеристиками:
- напряжение питания — 3.
..15 В,
9.. .220 В;
- ток потребления — 5.
..15 мА,
5.. .50 мА;
- уровень звукового давл ения,—
95.
. .105 дБ, 95.
..120 дБ;
- габариты — 65x45x45мм;
- корпус — конический, пластмас-
совый.
Имеются также наборы элементов
(печатная плата, корпус, пьезокрис-
талл, диффузор) для самостоятель-
ного изготовления сирен.
И в Т И ® 1
Дисторшен-эффект— один из наибо-
лее распространенных эффектов “иска-
жения” звука гитары. Вероятно, впервые
его можно было услышать в 60-е годы,
во времена широкого распространения
усилителей на электронных лампах.
Обыкновенно поддисторшером пони-
мают каскад с прямоугольным ограни-
чением сигнала. Известно много разных
схем, дающих такие эффекты.
1. Усилитель-ограничитель.
Как пра-
вило, схема состоит из 2-3 транзисторов,
которые находятся в запертом состоя-
нии и открываются только в положитель-
ные полупериоды (для п-р-п-структуры).
На коллекторе последнего транзистора
формируется прямоугольный сигнал с
амплитудой порядка напряжения пита-
ния. Недостатком является то, что схе-
ма работает удовлетворительно только
в диапазоне выше 500.
..600 мВ. В слу-
чае меньшего сигнала происходит его
резкое пропадание.
2. Триггер Шмитта.
Сигнал звуковой
частоты подается на вход триггера
Шмитта. Его порог “опрокидывания” ре-
гулируется с помощью потенциометра.
Схема дает прямоугольные импульсы с
напряжением порядка напряжения пита-
ния. И здесь проблему представляют
сигналы малой величины, поскольку,
если установить уровень “опрокидыва-
ния” слишком низким, дисторшер будет
срабатывать при любом шуме. Если же
установить порог выше границы шума,
будет исчезать сигнал с уровнем, ниже
уровня срабатывания, что приводит к по-
явлению неприятного эффекта.
3. Диодный ограничитель.
Звуковой
сигнал от звукоснимателя гитары подает-
ся на регулируемый усилительный каскад.
Усиленный сигнал звуковых частот попа-
С.РІ_АСНТО\/ІС8,
ДИСТОРШЕРЫ
дает на оконечный каскад из встречно
включенных диодов. В случае сигнала низ-
кого уровня на диодах возникает синусои-
дальный сигнал, при среднем уровне —
трапецеидальный, при высоком — прямо-
угольный. Звук малой громкости воспро-
изводится в первоначальном виде — без
искажений. Эта схема получила наиболь-
шее распространение.
Транзисторный дисторшер
С помощью переключателя сигнал от
звукоснимателя гитары может подавать-
ся на выход непосредственно или через
дисторшер. Степень и эффективность
ограничения могут плавно регулировать-
ся. Амплитуда “искаженного” сигнала
устанавливается потенциометром на
желаемом уровне. Схема транзисторно-
го дисторшера приведена на рис.1. Если
переключатель К2 находится в положе-
нии 2, сигнал звуковой частоты подает-
ся на выход без изменения.
Дисторшер действует следующим об-
разом. Сигнал звукоснимателя гитары
подается через разделительный конден-
сатор С1 на базу транзистора Т1. Рабо-
чая точка Т1 соответствует минималь-
ному шуму. Импеданс звукоснимателя
находится в интервале между 3 и 10 кОм.
Низкий шум обеспечивается, с одной
стороны, соответствующим типом тран-
зистора, с другой стороны, выбором оп-
тимального тока коллектора. Для ис-
пользуемого транзистора оптимальный
ток — порядка 300 мкА. Рабочая точка
транзистора Т1 устанавливается резис-
тором И1, который определяет также
усиление каскада. Возникающая парал-
лельная обратная связь по напряжению
уменьшает усиление каскада и расши-
ряет полосу. А возникающая через со-
противление ИЗ в цепи эмиттера отрица-
23
Радиолюбитель 11/99
предыдущая страница 25 Радиолюбитель 1999-11 читать онлайн следующая страница 27 Радиолюбитель 1999-11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст