Вокруг автомобиля
, Щ
A
b
i *
'БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
Ши
АПРЕЛЬ
А.СОРОКИН,
г.Краматорск
У
с о в е р ш е н с т в о в а н н а я
э л е к т р о н н а я
С ИСТЕМ А ЗАЖ ИГАНИЯ АВТО М О БИЛЯ (ЭСЗА)
Как было рассказано в [1], тиристор-
ная система зажигания, предложенная
автором, отличается от существующих
автоматическим регулированием дли-
тельности индуктивной фазы искрово-
го разряда в свечах зажигания и устой-
чивой работой при снижении напряже-
ния питания вплоть до 3 В. Однако все
преимущества данного построения
схем можно в полной мере реализовать,
только используя бесконтактный дат-
чик-прерыватель. Отсутствие дребезга
в бесконтактных датчиках позитивно
сказывается на работе системы зажи-
гания. Усовершенствование схемы за-
ключается в применении:
1) датчика, разработанного авто-
ром, или датчика Холла;
2)
интегрального
таймера
КР1006ВИ1 для формирования строго
постоянной длительности индуктивной
фазы искрового разряда независимо от
погодных условий;
3) оптотиристора типа Т0125-12.5
(6.
..14) с измененной схемой управле-
ния с целью устранения электрических
помех на работу тиристорного ключа.
Электрическая принципиальная схе-
ма усовершенствованной системы за-
жигания представлена на
рис.1
. Конст-
рукция магнитного датчика представле-
на на
рис.2.
Магниты использованы из
герконовых кнопок типа КПМ8А-4. Рабо-
тает ЭСЗА следующим образом: при
включении напряжения питания запус-
кается блокинг-генератор, вызывающий
заряд накопительной емкости СЗ до на-
пряжения, зависящего от величины пи-
тающего напряжения. Диапазон величи-
ны напряжения на накопительной емко-
сти 340.
..450 В, при питающем напря-
жении соответственно 15.
..4 В, то есть
при запуске двигателя, когда напряже-
ние на аккумуляторной батарее падает
до 7.
..9 В, происходит автоматическое
увеличение напряжения на накопитель-
ной емкости СЗ, что увеличивает энер-
гию искрового разряда и, как следствие,
ускоряет запуск холодного двигателя.
Естественно, система питания бензи-
ном должна быть исправной и отрегу-
лированной. В состоянии покоя ЭСЗА
потребляет ток около 0,35 А. При про-
ворачивании коленчатого вала магнит-
ный датчик, выполненный на магнито-
управляемой микросхеме К1116КП9, при
проходе сегмента через магнитный за-
зор, вырабатывает прямоугольные им-
пульсы, задним фронтом запускающие
через конденсатор С4 одновибратор на
микросхеме КР1006ВИ1. Нулевой уро-
вень с выхода одновибратора открыва-
ет ключевой транзистор VT2, подключа-
ющий, в свою очередь, цепь питания
светодиода оптотиристора VS1. Через
включившийся оптотиристор проходит
разряд накопительной емкости СЗ на
первичную обмотку катушки зажигания.
Диод VD8, включенный параллельно
оптотиристору, обеспечивает колеба-
тельный процесс, затуханию которого
препятствует подпитка накопительной
емкости в процессе перезаряда после-
дней. Поэтому длительность индуктив-
ной фазы искрового разряда определя-
ется длительностью нулевого импульса
одновибратора. Визуально наблюдает-
ся мощная искра сине-розового цвета с
характерным “выстрелом“. Благодаря
отсутствию дребезга магнитного датчи-
ка сбоев искрообразования, возникаю-
щих иногда с контактным прерывателем
из-за загрязнений, не наблюдается.
Магнитный датчик, разработанный ав-
тором
(рис.1),
представляет металли-
ческую (стальную) скобу, вырубленную
из листа толщиной 1.
. .2 мм, на которой
в верхней части приклеивается магнит.
Скоба винтами на клее крепится к под-
ковообразному основанию, устанавли-
ваемому взамен механизма контактно-
го прерывателя. Подушечка смазки ку-
лачкового валика убирается. Кулачко-
вый валик обматывается полоской тон-
кой белой жести, бандажируется не-
сколькими нитками луженого медного
провода и с одетой крестовиной, пред-
варительно выставленной по высоте,
пропаивается в нескольких точках. Сня-
тый готовый узел пропаивается по все-
му периметру с верхнего и нижнего тор-
цов. На основании впаяна магнитоуп-
равляемая микросхема. Продольные
пазы на плате служат для согласования
момента зажигания. Связь датчика с
блоком осуществляется двужильным эк-
ранированным кабелем. Трансформа-
тор Т1 имеет следующие обмотки:
1. 45 витков провода ПЭВ2-0.6 мм;
2.75 витков провода ПЭВ2-0.31 мм;
3.20 витков провода ПЭВ2-0.31 мм;
4.600 витков провода ПЭВ2-0.29 мм.
На принципиальной схеме точками
обозначены начала обмоток. Все об-
мотки намотаны виток к витку с меж-
слойной изоляцией и пропиткой вла-
гостойким лаком (клеем). Ферритовый
сердечник Ш 10x10 НМ1500. Трансфор-
матор, накопительная емкость и изо-
лирующая прокладка оптотиристора
приклеиваются к корпусу блока эпок-
сидной смолой или другим клеем.
Транзистор блокинг-генератора \/Т1 и
стабилитрон \Ю1 привинчиваются к
корпусу блока. Конденсатор С1 танта-
ловый типа К53-1 или любой морозо-
стойкий. Остальные детали некритич-
ны и могут быть любых типов. Детали,
помеченные звездочкой, позволяют
при желании подобрать другую дли-
РЛ
4/2001
предыдущая страница 9 Радиолюбитель 2001-04 читать онлайн следующая страница 11 Радиолюбитель 2001-04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст