РАДИОЛЮБИТЕЛЬ - НАЧИНАЮЩИМ
Ш и
АПРЕЛЬ
ПОМОГИТЕ
С чего начинается радиолюбитель? Как правило, с
того, что в один прекрасный момент некоему молодому
человеку по какой-то причине вдруг до дрожи в руках за-
хотелось этими самыми руками сделать нечто такое, в
чем течет Его Величество Электрический Ток. При этом
желаемое Нечто, разумеется, должно функционировать
именно так, как задумал Создатель. Это вам не доску
распилить и не гвоздь в стенку вбить! Это воистину акт
творения: соединить проводками несколько деталек с
красивыми, но малопонятными названиями вроде “тири-
стор”, “одновибратор” или “исключающее ИЛИ”, подклю-
чить питание и.
.. предполагаемое Нечто (радиоприем-
ник, усилитель, а то и, прости Господи, эквалайзер) не
работает.
.. Даже у Бога, как известно, получалось не все
и не сразу.
..
Далее перед несостоявшимся Создателем, как пе-
ред витязем на распутье, лежат три пути. Путь первый:
смирить гордыню и заняться чем-нибудь более понят-
ным, хотя, возможно, и более сложным, например, пи-
лить доски, вбивать в стену гвозди или хотя бы писать
детективы.
Путь второй: гордыню не смирять, неправильную схе-
му выбросить и найти новую, правильную, которая на-
верняка будет работать.
Путь третий: сесть и разобраться, что же из себя пред-
ставляют все эти симисторы, стабилитроны и прочие од-
новибраторы, как и почему они работают. Следует отме-
тить, что редакции журнала “Радиолюбитель” третий путь
импонирует более всего.
Представим себе теперь, что молодой человек пошел
именно по третьему пути и уже преодолел значительную
его часть. Он уже знает, что в слове “варикап" после бук-
вы “в” пишется “а”, что биполярный транзистор управля-
ется не напряжением, а током, что операционный усили-
тель без обратной связи - не усилитель и т.д. И вот на-
ступает момент, когда этому радиолюбителю (теперь уже
можно так его назвать) надоедает повторять чужие схе-
мы, а хочется сделать что-то свое, что-то новое, что-то
придуманное им самим. Ведь человек - единственная
тварь на Земле, способная творить, и тяга к творчеству
проявляется во всех областях его деятельности, будь то
уборка улиц, пошив верхней одежды или электроника.
Вот для таких людей редакция решила открыть новую
рубрику. Цель ее - ненавязчиво подтолкнуть читателя на
путь творчества, заставить его думать. В этой рубрике
будут предлагаться несложные задачки из самых разных
областей электроники. Опытные радиолюбители могут
рассматривать эти задачки как замену газетным крос-
свордам и решать их просто для тренировки. Для начи-
нающих их решение будет полезно хотя бы тем, что оту-
чит смотреть на чужие принципиальные схемы как на ис-
тину в последней инстанции. Профессионалов-электрон-
щиков эта рубрика тоже может заинтересовать, причем
сразу по двум причинам. Во-первых, в ней могут промель-
кнуть свежие идеи (по крайней мере, редакция на это
надеется). Во-вторых, ни для кого не секрет, что про-
фессионализм частенько влечет за собой чрезмерную
специализацию, сужение кругозора и, как следствие, не-
избежную потерю квалификации. Так что, уважаемые ин-
женеры, если вам надоело изо дня в день проектиро-
вать у себя в конторе эмиттерные повторители - мило-
сти просим!
СИДОРОВУ
Самые лучшие, самые нетривиальные, самые изящ-
ные схемные решения будут публиковаться (с выплатой
соответствующего гонорара, естественно). Если же ре-
дакция увидит, что предлагаемая схема “тянет” на изоб-
ретение, то будем рекомендовать автору подать заявку
в Госкомитет по делам изобретений и открытий (или как
там это сейчас называется?).
Чтобы новая рубрика не напоминала старые учебни-
ки и задачники, мы решили, что в ней должен фигуриро-
вать некий постоянный герой. Фамилию мы ему подобра-
ли довольно экстравагантную - Сидоров.
Итак, ПОМОГИТЕ СИДОРОВУ!
1. Сидорова в детстве родители заставляли учить-
ся играть на скрипке. Поэтому он так возненавидел бед-
ный инструмент, что сказал себе: "Когда вырасту, сде-
лаю электронную скрипку!” Когда он вырос, то узнал: зву-
ковой сигнал от скрипки имеет вид последовательнос-
ти прямоугольных импульсов с постоянной скважнос-
тью. Ладно бы с постоянной длительностью (тогда хва-
тило бы одновибратора), или эта скважность была бы
равна 2! Так ведь нет - не меньше 5! Что же делать?
2. Когда Сидоров немного подрос, то, надеясь на
вашу, читатель, помощь, сломал ненавистный инст-
румент и завел себе другой - гитару. Играть он на-
учился быстро, да вот беда - настраивать свою гита-
ру не мог, поскольку был начисто лишен музыкального
слуха. “Эх, - частенько вздыхал Сидоров, - вот бы та-
кую штучку под струны поставить, что-то вроде зву-
коснимателя! Дернул струну, а потом крути-подтяги-
вай ее, пока не настроится. Строб-эффект использо-
вать, что ли?”
3. Однажды ночью в квартире Сидорова раздался зво-
нок в дверь. Вспоминая разные нехорошие слова и выра-
жения, он пошел открывать. В коридоре было темно, и
поэтому по пути к выключателю Сидоров разбил снача-
ла трюмо, ткнувшись в него в потемках, а споткнув-
шись о свои башмаки - нос. “Нет чтобы лампочка заго-
релась! - подумал Сидоров. - Хотя бы секунд на десять!”
4. Однажды дочь Сидорова принесла домой плюшево-
го котенка.
-
Посмотри, что мне Васька подарил!
- с
порога за-
кричала она. - Он мяукать умеет!
-
Кто, Васька? Он, небось, еще и лаять умеет, и ку-
карекать. Хулиганье!
-
буркнул Сидоров, потом заме-
тил на животе котенка тумблер и щелкнул им. Коте-
нок послушно мяукнул. - Первый раз вижу кота с выклю-
чателем на брюхе!
Дочь обиделась, выхватила игрушку и убежала к себе
в комнату, а Сидоров подумал: "Подумаешь, генератор
“мяу” внутрь засунул! А ты ему такой запуск сделай, что-
бы мяукал не когда тумблером щелкнешь, а когда по-
гладишь!”
П р и м е ч а н и е р е д а к ц и и .
Мы не требуем и даже не ждем, что читатели бу-
дут присылать нам готовые, отработанные и прове-
ренные схемные решения. Наша цель иная (см. выше).
Поэтому в рубрике “Помогите Сидорову” будут публи-
коваться не только принципиальные, но и блок-схемы
предлагаемых решений. Ведь настоящему Творцу нуж-
на не схема
-
ему нужна Идея.
РЛ
4/2001
предыдущая страница 25 Радиолюбитель 2001-04 читать онлайн следующая страница 27 Радиолюбитель 2001-04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст