I
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
l
Л е о н и д Р и д и к о
г. Минск
Продолжение. Начало в N94/2006
Фаза пред-зарядки
Эта ф аза предназначена для
начальной зарядки глубоко разря-
женных аккумуляторов. Значение
тока пред-зарядки выбирается в
пределах 0.1 .
..О.ЗС. Ф аза пред-за-
рядки должна быть ограничена во
времени (например, 30 мин). Более
длительная пред-зарядка смысла
не имеет, так как у исправного ак-
кумулятора напряжение должно
довольно быстро достигнуть поро-
гового значения 0.8 В. Если же на-
пряжение не растет, значит а кку-
мулятор поврежден, и процесс за-
рядки нужно прервать с индикаци-
ей ошибки.
Во всех длительных фазах за-
рядки необходимо контролировать
температуру и прекращать заряд-
ку при достижении критического
значения. Для NiMH аккумуляторов
максимально допустимой во время
за р я д ки счи таю т те м п е р а тур у
50°С. Как и во всех других фазах,
необходимо контролировать нали-
чие аккумулятора.
Фаза перехода к быстрой зарядке
Если напряжение на аккумуля-
торе выше 0.8 В, то можно начи-
нать быструю зарядку. Сразу вклю-
чать большой зарядный ток не ре-
комендуется. Ток нужно плавно по-
вышать в течение 2.
..4 мин, пока
он не достигнет зад анного тока
быстрой зарядки.
В этой фазе необходимо конт-
ролировать температуру и прекра-
щать зарядку при достижении кри-
тического значения. Как и во всех
других фазах, необходимо контро-
лировать наличие аккумулятора.
Фаза быстрой зарядки
В этой фазе ток зарядки устанав-
ливают в пределах 0.5.
.. 1 .ОС. Ос-
новной проблемой при быстрой за-
рядке является точное определение
момента окончания зарядки. Если
фазу быстрой зарядки вовремя не
прекратить, аккумулятор будет раз-
рушен. Поэтому весьма желательно,
Н е м н о го о з а р я д к е
N iM H и N iC d
а к к у м у л я т о р о в
чтобы для определения окончания
быстрой зарядки использовалось
сразу несколько независимых кри-
териев.
Для NiCd аккумуляторов обыч-
но применялся так называемый -
dV метод. В процессе зарядки на-
пряжение на аккумуляторе растет,
но в самом конце зарядки оно на-
чинает падать. Для NiCd аккумуля-
торов критерием окончания заряд-
ки являлось снижение напряжения
примерно на 30 мВ (на каждый ак-
кумулятор). -d V - зто самый быст-
рый метод, он хорош о работает
даже с частично заряженными ак-
кум уляторам и. Если, например,
установить на зарядку полностью
заряженный аккумулятор, то на-
пряжение на нем начнет быстро
расти, затем довольно резко па-
дать. Это вызовет окончание за-
рядки.
Для NiMH аккумуляторов этот
метод работает не столь хорошо,
потому что падение напряжения
для них менее выражено. При то-
ках зарядки менее 0.5С максимум
напряжения вообще может отсут-
ствовать, поэтому зарядное уст-
ройство, предназначенное для за-
рядки аккумуляторов малой емко-
сти, не всегда может определить
ко н е ц за р я д ки а ккум ул я то р о в
большой емкости. При повыш ен-
ных температурах максимум на-
пряжения также несколько смазы-
вается. Слабое падение напряже-
ния в конце зарядки вы нуждает
повыш ать чувствительность, что
может привести к досрочному за -
вершению быстрой зарядки из-за
помех. Помехи генерируются как
самим зарядным устройством, так
и проникают из питающей сети. По
этой причине не рекомендуется за-
ряжать аккумуляторы в автомоби-
ле, так как бортовая сеть обычно
имеет очень высокий уровень по-
мех. Сам аккумулятор тоже явля-
ется источником шумов. Поэтому
при измерении напряжения нужно
применять ф ильтрацию . Н адеж-
ность метода -d V уменьшается при
зарядке батарей последовательно
соединенных аккумуляторов, если
отдельные аккумуляторы в батарее
различаю тся по степени заряда.
При этом пик напряжения для раз-
ных аккумуляторов батареи насту-
пает в разные моменты времени, и
профиль напряжения смазывается.
Иногда для NiMH аккумулято-
ров вместо метода -d V использу-
ют метод dV=0, когда вместо паде-
ния напряжения детектируют пла-
то на профиле напряжения. Крите-
рием конца зарядки в этом случае
служит постоянство напряжения на
аккумуляторе в течение, например,
10-ти минут. М етод dV=0 можно
рассматривать как вариант метода
-d V с установленным нулевым по-
рогом изменения напряжения.
Несмотря на все трудности оп-
ределения конца зарядки методом
-d V , именно этот метод большин-
ством производителей NiMH акку-
муляторов называется как основ-
ной при быстрой зарядке. Типич-
ным значением для изменения на-
пряжения в конце зарядки током
1C является -2 .5 .
..-1 2 мВ на один
аккумулятор.
С разу после включения боль-
шого зарядного тока напряжение
на аккум уляторе может испы ты -
вать ф луктуации, которые могут
быть неверно восприняты как па-
дение напряжения в конце заряд-
ки. Для предотвращения ложного
прекращения быстрой зарядки пер-
вые 3.
..10 мин (hold off time) после
вклю чения зарядного тока конт-
роль -d V Должен быть выключен.
Одновременно с падением напря-
жения в конце зарядки начинают ра-
сти температура и давление внутри
аккумулятора. Поэтому конец за-
рядки можно определить по возра-
станию температуры. Устанавли-
вать абсолютный порог температуры
-----------------1 33
Радиолюбитель - 0 5 /2 0 0 6 |
предыдущая страница 34 Радиолюбитель 2006-05 читать онлайн следующая страница 36 Радиолюбитель 2006-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст