i
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
I
для определения момента оконча-
ния зарядки не рекомендуется, так
как сильное влияние на точность
будет оказывать температура округ
жающей среды. Поэтому чаще ис-
пользуют не саму температуру, а
скорость ее изменения dT/dt. Счита-
ется, что при зарядном токе 1С про-
цесс зарядки нужно заверш ать,
когда скорость роста температуры
dT/dt достигнет 1°С/мин. Нужно от-
метить, что при токах зарядки ме-
нее 0.5С скорость роста температу-
ры почти не меняется и этот крите-
рий использовать нельзя. Ввиду
тепловой инерции метод dT/dt скло-
нен вызывать некоторый перезаряд
аккумулятора.
Как метод dT/dt, так и метод -d V
вы зы ваю т некоторый перезаряд
аккумулятора, что ведет к сниже-
нию срока его службы. Для того,
чтобы обеспечить полный заряд ак-
кумулятора, заверш ение заряда
лучше проводить малым током при
низкой температуре аккумулятора,
так как при повышенных темпера-
турах способность принимать за-
ряд у аккумуляторов заметно пада-
ет. Поэтому фазу быстрой заряд-
ки ж елательно заверш ать чуть
раньше. Существует так называе-
мый inflexion метод определения
окончания бы строй зарядки [1].
Суть этого метода заключается в
том, что анализируется не м акси-
мум напряжения на аккумуляторе,
а максимум производной напряже-
ния по времени. Т.е. быстрая за-
рядка прекратится в тот момент,
когда скорость роста напряжения
будет максимальной. Это позволя-
ет завершить фазу быстрой заряд-
ки раньше, когда температура ак-
кумулятора еще не успела значи-
тельно подняться. Однако этот ме-
тод требует измерения напряжения
с большей точностью и некоторых
математических вычислений (вы-
числения производной и цифровой
фильтрации полученного значения).
Некоторы е зарядны е устр о й -
ства используют не постоянный за-
рядный ток, а импульсный [2]. Им-
пульсы тока имеют длительность
порядка 1 сек, промежуток между
импульсами - порядка 20.
..30 мс.
Как преимущество такого метода
34
| -----------------------------------------------------------
называют лучш ее выравнивание
концентрации активных вещ еств
по всему объему, меньшую вероят-
ность образования крупных крис-
таллических образований на элек-
тродах и их пассивации. Точных
данных по эффективности такого
метода нет, во всяком случае, вре-
да он нр приносит. С другой сторо-
ны, такой способ имеет другие пре-
имущества. В процессе детектиро-
вания окончания быстрого заряда
необходимо точно измерять напря-
жение на аккумуляторе. Если изме-
рение проводить под током, то до-
полнительную погрешность будет
вносить сопротивление контактов,
которое может быть нестабильным.
Поэтому на время измерения за-
рядный ток желательно отключать.
После выключения зарядного тока
необходимо сделать паузу 5.
.. 10 мс,
пока напряжение на аккумуляторе
установится. Затем можно произ-
водить измерение. Для эф ф ектив-
ной фильтрации помех сетевой ча-
стоты можно произвести ряд пос-
ледовательных выборок на интер-
вале 20 мс (один период сетевой
частоты) с последующей цифровой
фильтрацией.
Идея заряда импульсным током
получила дальнейш ее развитие.
Был разработан метод, который
н а зы ва ю т FLEX n e g a tive pulse
charging или Reflex Charging. Этот
метод отличается от простого им-
пульсного заряда наличием в про-
межутках между импульсами тока
за р яд ки им пульсов разряд н ого
тока. При длительности импульсов
тока зарядки порядка 1 сек дли-
тельность импульсов разрядного
тока выбирается порядка 5 мс. Ве-
личина разрядного тока больш е
тока зарядки в 1.0.
..2.5 раз. Как
преимущество такого метода назы-
вают более низкую температуру
аккумулятора в процессе зарядки
и способность устранять крупные
кристаллические образования на
электродах (вызывающие эфф ект
“памяти”). Но есть результаты не-
зависим ой проверки это метода
фирмой General Electric, которые
говорят о том, что пользы такой
метод не приносит, как, впрочем,
и вреда.
Поскольку правильное опреде-
ления окончания быстрого заряд а'
является очень важным, хорошее
зарядное устройство должно ис-
пользовать несколько методов оп-
ределения сразу. Кроме того, дол-
жны проверяться некоторые допол-
нительные условия для аварийно-
го прекращения быстрой зарядки.
Так, в фазе быстрой зарядки необ-
ходимо контролировать температу-
ру аккумулятора и прекращать бы-
струю зарядку в случае достиже-
ния критического значения. Для
быстрой зарядки ограничение по
температуре более жесткое, чем
для зарядки вообще. Поэтому при
достиж ении температуры +45°С
необходимо аварийно прекратить
бы струю зар яд ку и перейти на
ф азу дозарядки меньшим током.
Очень желательно перед продол-
жением зарядки дождаться осты-
вания аккумулятора, так как при
повышенных температурах способ-
ность принимать заряд у аккумуля-
торов падает.
Еще одним дополнительным ус-
ловием является ограничение вре-
мени быстрой зарядки. Зная ток
зарядки, емкость аккумулятора и
КПД процесса зарядки можно вы-
числить время, необходимое для
полной зарядки. Таймер быстрой
зарядки должен быть установлен
на время, больше расчетного на
5 .. .10%. Если это время истекло, а
ни один из способов детектирова-
ния окончания быстрой зарядки не
сработал, она аварийно прекраща-
ется. Такая ситуация, скорее все-
го, говорит о неисправности кана-
лов измерения напряжения и тем-
пературы.
Кроме того, как и во всех дру-
гих фазах, необходимо контроли-
ровать наличие аккумулятора.
Фаза дозарядки
В этой фазе ток зарядки устанав-
ливают в пределах 0.1.
..0.3С. При
токе дозарядки 0.1 С производите-
ли рекомендуют длительность до-
зарядки 30 мин. Более длительная
дозарядка приводит к перезаряду,
что увеличивает емкость аккумуля-
тора на 5.
..6% , но сокращает коли-
чество циклов заряд-разряда на
10.
. .20%. Еще одним положительным
| Радиолюбитель - 0 5 /2 0 0 6
предыдущая страница 35 Радиолюбитель 2006-05 читать онлайн следующая страница 37 Радиолюбитель 2006-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст