i
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
l
эффектом дозарядки является вы-
равнивание заряда аккумуляторов
в батарее. Те аккумуляторы, кото-
рые полностью заряжены, будут
рассеивать подводимую энергию в
виде тепла, в то время как другие
будут заряжаться. Если фаза доза-
рядки идет непосредственно после
фазы быстрой зарядки, полезно в
течение нескольких минут остудить
аккумуляторы. С повышением тем-
пературы способность аккумулято-
ра принимать заряд сущ ественно
падает. Например, при температу-
ре 45°С аккумулятор способен при-
нять только 75% заряда. Поэтому
дозарядка, проведенная при ком-
натной тем пературе, позволяет
получить более полный заряд ак-
кумулятора.
Фаза поддерживающей зарядки
Зарядные устройства, предназ-
наченные для зарядки NiCd а кку-
муляторов, по окончанию процес-
са зарядки обычно переходят в ре-
жим капельного заряда, чтобы под-
держивать аккумулятор в полнос-
тью заряженном состоянии. Это
приводит к тому, что температура
аккумулятора всегда остается по-
выш енной, что ум еньш ает срок
службы аккумулятора. Для NiMH
аккумуляторов долго находиться в
состоянии капельной зарядки не-
желательно, так как эти аккумуля-
торы плохо переносят перезаряд.
По крайней мере, ток поддерживаю-
щей зарядки должен быть очень низ-
ким, чтобы только компенсировать
саморазряд. Для NiMH аккумулято-
ров саморазряд составляет до 15%
емкости в первые 24 часа, затем
саморазряд снижается и составля-
ет 10.
.. 15% в месяц. Для того, что-
бы скомпенсировать саморазряд,
достаточен средний то к м енее
0.005С. Некоторые зарядные уст-
ройства включают ток поддержива-
ющей зарядки раз в несколько ча-
сов, остальное время аккумулятор
отключен. Величина саморазряда
сильно зависит от температуры,
поэтому еще лучше сделать под-
держивающий заряд адаптивным:
небольшой ток зарядки включает-
ся лишь тогда, когда обнаружива-
ется заданное уменьшение напря-
жения на аккумуляторе.
В принципе, от фазы поддержи-
вающей зарядки можно вообще от-
казаться, но если между зарядкой
и использованием аккумуляторов
проходит время, то непосредствен-
но перед использованием аккум у-
ляторы нуж но подзарядить для
компенсации саморазряда. Хотя
более удобно, если зарядное уст-
ройство постоянно поддерживает
аккумуляторы в состоянии полной
зарядки.
С в е р х б ы с т р ы й з а р я д
При заряде до 70% своей емкости
КПД зарядки близок к 100%. Это
является хорошей предпосылкой
для создания сверхбы строго за -
рядного устройства. Конечно, уве-
личивать зарядный ток до беско-
нечности н е л ьзя,-Е сть предел,
обусловленный скоростью проте-
кания хи м и че ски х реакций. На
практике возможно использовать
токи до ЮС. Для того, чтобы а кку-
мулятор не перегрелся, после дос-
тижения 70% заряда ток нужно сни-
зить до уровня обычной быстрой
зарядки и контролировать оконча-
ние зарядки обычным образом.
Задача состоит в том, чтобы на-
дежно контролировать достижение
70% отметки. Надежных методов
для этого нет, повышение темпера-
туры инерционно, а перегрев уко-
ротит жизнь аккумулятора. О со-
бенно проблематично определение
степени заряда в батарее, где мо-
гут быть аккумуляторы по-разному
разряженные. Еще одной пробле-
мой является подвод к аккумулято-
рам зарядного тока. При столь вы-
соких токах плохой контакт может
вызвать дополнительный нагрев и
даже разрушение аккумулятора. И
вообще, это весьма рискованное
мероприятие, так как при ошибках
зарядного устройства возможен
взрыв. Нужно ли так спешить?
У н и в е р с а л ь н о е
з а р я д н о е у с т р о й с т в о
Аккумуляторы даже одного форм-
ф актора могут иметь разную ем-
кость. Например, для NiMH аккумуля-
торов размера АА в настоящее вре-
мя характерными являются емкости
1000.
..2500 мА-ч, адля аккумуляторов
размера ААА - 500.
..800 мА-ч. Зна-
чения же токов зарядки пропорци-
,
онально ем кости аккум улятора.
Если заряжать менее емкий акку-
мулятор большим током, будет про-
исходить нагрев. Если заряжать ак-
кумулятор меньшим током - возни-
кают неудобства, связанные с уве-
личением времени зарядки. К тому
же, в таких условиях может не ра-
ботать один из методов определе-
ния окончания быстрой зарядки. В
идеале универсальное зарядное
устройство должно иметь возмож-
ность выбора зарядного тока в за-
висимости от используемых акку-
муляторов. О днако на практике
чащ е всего токи устанавливаю т
для типовых аккумуляторов. В на-
стоящ ее время для аккумуляторов
размера АА можно считать сред-
ней емкость примерно 1800 мА-ч,
а для аккумуляторов ААА - при-
мерно 650 мА-ч.
Нужно отметить, что для акку-
муляторов одного форм-фактора с
ростом емкости внутреннее сопро-
тивление уменьш ается незначи-
тельно, как и связанные с ним по-
тери. Поэтому, если ток зарядки ус-
танавливать равным 1C, темпера-
тура аккумуляторов большей емко-
сти будет выше. Как указывалось
ранее, повыш енная температура
является причиной неполной за -
рядки. Поэтому для аккумуляторов
размера АА можно рекомендовать не
превышать ток зарядки 1.3.
.. 1.5 А не-
зависим о от их ем кости. Иначе
нужно применять принудительное
охлаждение аккумуляторов во вре-
мя бы строй зарядки с помощью
вентилятора.
Поскольку для аккумуляторов
разны х разм еров использую тся
разные посадочные места с раз-
дельными контактами, для измене-
ния зарядного то ка между АА и
ААА аккумуляторами никаких до-
пол ни тел ьны х переклю чателей
обычно не требуется.
| 35
О кончание в N26/2006
Радиолюбитель - 0 5 /2 0 0 6 |
предыдущая страница 36 Радиолюбитель 2006-05 читать онлайн следующая страница 38 Радиолюбитель 2006-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст