i
АУДИОТЕХНИКА
[
20 мВ ±2 мВ. Процесс настройки тока
покоя занимает длительное время, око-
ло 2 часов, особенно для массивных ра-
диаторов. Смещение нуля настраива-
ется подстроечным резистором 13Р1
после прогрева усилителя. Далее необ-
ходимо проверить срабатывание схемы
защиты. Нагрузите выход повторителя
резистором 3 Ом*10 Вт. Подайте от
звукового генератора сигнал частотой
1 кГц. Плавно увеличивайте входное на-
пряжение, контролируя выходной сиг-
нал осциллографом. Защита от ко-
роткого замыкания должна сработать
при амплитудном значении выходного
сигнала больше ±18,6 В. Должно отклю-
читься питание повторителя и должен
включиться красный светодиод, инди-
цирующий срабатывание защиты. Про-
верьте срабатывание защиты от зако-
р о ти коллекторов \ГГ7, \/Т9 друг на
друга или на землю. Для этого соеди-
ните коллектор верхнего и потом ниж-
него транзистора через резистор 3
Ом*10 Вт с общим проводом С Ш 1 . В
обоих случаях должна сработать защи-
та. Усилитель раскрывает свой потен-
циал через две недели после пайки.
При использовании трансформаторов
типа ТАН и ТПП без экранирующих
обмоток необходимо фазировать по-
лярность сетевой вилки по минимуму
переменного напряжения между об-
щим проводом усилителя и заземлени-
ем. То же самое желательно проделать
с источниками сигнала.
.
Литература
1. Лачинян С. Комбинированный
УМЗЧ без общей ООС. - Радио, 2001,
№4, с. 13-15, №5, с. 12,13.
2. Акулиничев И. Усилитель мощно-
сти звуковой частоты с широкополос-
ной ООС. - Радио, 1983, №1, с. 22.
П р и м е н е н и е к о н д е н с а т о р о в в з в у к о в о й а п п а р а т у р е
Сразу отметим, что идеального ком-
понента, который бы совершенно не
портил звук, в природе просто-напрос-
то не существует. К таковым можно
было бы отнести вакуумные либо воз-
душные конденсаторы, однако предста-
вить, а тем более реализовать на прак-
тике усилитель с “проходником” разме-
ром с пару танковых аккумуляторов
весьма проблематично.
Поэтому выбор проходного конден-
сатора всегда является компромиссом.
Конечно, можно просто отметить высо-
кое качество специализированных
аудиофильских изделий таких фирм,
как Jensen Capacitors либо экзотики
Audio Note и на этом поставить точку,
но запредельная цена таких компонен-
тов моментально переводит их практи-
чески для всех радиолюбителей в раз-
ряд столь же запредельных мечтаний.
Остановимся подробнее на реаль-
но доступных элементах общего при-
менения отечественного производ-
ства. По мнению многих разработчи-
ков аудиоаппаратуры наилучшими счи-
таются бумаго-масляные и бумаго-
фольговые изделия типов К40-9-5;
К40-У9; К40А-2; КБГ; ОКБГ; БМ-2;
БМТ-2. Чуть хуже металлобумажные
вроде МБМ, МБГ, К42-.
..
Относительно личных пристрастий
отмечу, что меня настораживает неко-
торая “вязкость” звучания бумажных
конденсаторов в области высоких час-
тот. В то же время “слюдянка”, обеспе-
чивая четкость и прозрачность “верха”,
не позволяет получать необходимую
пластичность и рельефность звука в
области средних частот и мид-баса, ко-
торыми столь славится “бумага".
После ряда экспериментов удалось
установить, что параллельное включе-
ние бумажного и слюдяного конденса-
торов (емкость последнего должна со-
ставлять 1 .
..7% от емкости основного)
позволяет совместить достоинства зву-
чания обоих
Т И П О В .
Подбором соотношений емкостей
можно в некоторой степени изменять
характер звуковоспроизведения.
Практика показала, что для раздели-
тельного конденсатора емкостью бо-
лее 0,1 мкФ в случае, когда входное со-
противление последующего каскада со-
ставляет не менее 200 кОм, слюдяной
дополнительный конденсатор должен
иметьемкостьвпределах2.
..10тыс. пф.
В случае построения стереофони-
ческого варианта усилителя к подбору
конденсаторов, составляющих “проход-
ник”, следует подойти особенно акку-
ратно. В первую очередь из имеющего-
ся запаса однотипных “бумажников”
(причем желательно, чтобы они были из
одной партии) с помощью цифрового
прибора необходимо отобрать два кон-
денсатора с реально одинаковой емко-
стью. Последнее требование более важ-
но, чем точное соответствие номинала
указанному на принципиальной схеме.
Необходимость использования
одинаковых элементов в обоих кана-
лах аппарата вызвано стремлением
получить равные АЧХ и ФЧХ, к рас-
согласованию которых стереосисте-
мы очень критичны, в то время как при
одноканальном звуковоспроизведении
даже очень большие фазовые искаже-
ния практически не сказываются.
Рекомендуется проверить тангенс угла
диэлектрических потерь и ток утечки
при номинальном рабочем напряжении.
Они, разумеется, должны быть мини-
мальными.
Завершив подбор бумажных кон-
денсаторов, аналогичным образом по-
ступают и со слюдяными, после чего их
можно установить в схему. Чтобы бо-
лее не возвращаться к данному вопро-
су, отмечу, что из пленочных конденса-
торов наиболее пригодными для звуко-
вого тракта считаются фторопластовые
типов Ф Т-.
..; К72-.
.„ чуть хуже полисти-
рольные ПМ-.
..; ПО; К70-.
..; К71-.
..; по-
липропиленовые К78-.
..
Не следует использовать в аудио-
тракте полиэтилентерефталатные (лав-
сановые) конденсаторы типа К73-.
..,
которые портят звук самым серьезным
образом. В подтверждение данных слов
приведу пример из личной практики.
Для эксперимента в одном из каналов
стереоусилителя бумаго-слюдяной “бу-
терброд” был заменен лавсановым кон-
денсатором типа К73-17 с такой же ем-
костью. В первые секунды мне показа-
лось, что в переделанном канале появи-
лось больше “высоких”, но более де-
тальное прослушивание показало нали-
чие сильных искажений, вносимых лав-
сановым разделительным конденсато-
ром своим “скрипом и скрежетом”, на-
поминающим интермодуляционные ис-
кажения транзисторного усилителя не-
высокого качества. Замена К73-17 на
К73П-3, К73-11, К73-15/16 к получению
желаемого эффекта не привела, из чего
последовал тривиальный вывод
Использованы материалы
7с/епза1ого\/-^-1\/икоюу-аррага(иге-г4.Н(т
8
U
Радиолюбитель - 1 0 /2 0 0 7
предыдущая страница 8 Радиолюбитель 2007-10 читать онлайн следующая страница 10 Радиолюбитель 2007-10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст