II ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ и
| В июне 2005 года автор отправил в редакцию журнала "Радиолю-
| битель” для публикации схемы и описание зарядного устройства.
По рекомендации редакционного совета журнала материалы были
поданы в НЦИС РБ с заявкой на изобретение (09 декабря 2005 г.).
Валентин Шрам
I
1
марта 2006 г. была подана заявка на полезную модель и
Минская обл., г. Столбцы
I
15.03.2007 г. был получен патент за №3627.
Заряд аккумуляторны х батарей
п|3и пониж енном напряжении на выводах
Введение
После приобретения автомашины
возникла необходимость в обслужива-
нии аккумуляторной батареи (АБ). Про-
смотрев журналы “Радио” и “Радиолю-
битель” до 2004 г., решил применить за-
рядное устройство (ЗУ) с методом им-
пульсного дозаряда и доразряда, кото-
рым пользовался с начала 90-х годов
для щелочных герметичных АБ в пре-
делах 0,1.
.. 11 А/час и герметичных кис-
лотных АБ видеоаппаратуры.
В процессе эксплуатации АБ от бор-
товой сети отмечается постепенный
недозаряд, что приводит к образова-
нию на отрицательных пластинах суль-
фата свинца и, как следствие, посте-
пенное снижение емкости и плотности
электролита. При заряде АБ без конт-
роля напряжения на выводах (по вре-
мени) отмечается недозаряд или пере-
заряд, особенно в промышленности,
который приводит к обильному газовы-
делению, нагреву, разрушению поло-
жительных пластин и их решеток. При
заряде с контролем напряжения для
заряда требуется очень длительное
время.
Методом импульсного дозаряда
пачками (4.
.. 10 полупериодов) импуль-
сов тока прежней величины (в первых
образцах использовались единичные
полупериоды, что замедляло время за-
ряда) происходил дозаряд АБ. Автома-
тизация процесса дозаряда достига-
лась зарядным напряжением и степе-
нью активности пластин по мере рас-
пределения заряда в глубь пластин и
интервалом времени между пачками
импульсов. Заряд прекращается после
полной реакции на ток активной мас-
сы пластин - восстанавливается губча-
тый свинец, плотность электролита, га-
зовыделения и нагрева не отмечается.
Преимущества данного метода
1. Нет необходимости контролиро-
вать время и ток заряда, ЗУ не боится
замыканий выходных выводов и оши-
бочных подключений к АБ.
2. Подключать на заряд можно на
любой стадии разряда, особенно при
малейших признаках разряда, что при-
водит к резкому увеличению срока
службы. Для АБ это 11,8В (из шести
элементов батареи всегда один будет
меньшей емкости, который мы можем
разрядить больше нормы, что приводит
в негодность всю АБ).
3. Заряд до 100% - восстанавлива-
ется плотность электролита и активная
масса пластин - десульфатация.
4. Нет газовыделения и нагрева АБ
- заряд происходит при пониженном
напряжении на выводах на один эле-
мент батареи: кислотных 2,27.
..2,33 В;
щелочных 1,4 В и 4 В для литиевых.
5. В подключенном состоянии мо-
жет находиться бесконечно долго.
6. Возможен ускоренный заряд то-
ком (кроме щелочных - из-за разного
внутреннего сопротивления элементов,
параллельно можно), до 1/2 емкости
вначале заряда и ступенчатым перехо-
дом до 1/10 (1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/10), что
сокращает время заряда.
7. Нет лишнего расхода электро-
энергии, АБ сама управляет количе-
ством электричества для заряда.
8. Можно подключать ЗУ для заря-
да, не отключая АБ от бортовой сети и
не выкручивая пробки аккумулятора.
УВ - управляемый выпрямитель.
УФИ - узел формирования импупьсов.
УТК - узеп температурного контроля.
УУ - узеп управления.
АБ
-
автомобильная батарея (12 В).
Рис. 1
9.
Любов ЗУ можно дополнить н
жеописанными узлами, дав им “вторую
жизнь”.
При хранении или при длительном
стоянии машины отмечается расслое-
ние электролита АБ: в верхнем слое па-
дение плотности, что пагубно влияет на
верхнюю часть пластин. Поэтому, осо-
бенно зимой, необходимо ставить на
подзаряд в зависимости от морозов
один-три раза в месяц на 2.
. .3 часа при
установке напряжения 13,8.
.. 14,0 В на
АБ и разрядной составляющей 2 А
(лампочка 12 В, 21 Вт).
Структурная схема ЗУ
Структурная схема ЗУ изображена
на рис. 1.
І/ЗГ
) --------------------
У01х
КД522А-
-------------^
-------------
г
у э
*-■ і
\ »+»
<3
"АБ-'
О
’А Б *’
УФИ
Рис. 2а
Рис. 2в
22
У Радиолюбитель - I 1 /2007
предыдущая страница 22 Радиолюбитель 2007-11 читать онлайн следующая страница 24 Радиолюбитель 2007-11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст