fl
АВТОЛЮБИТЕЛЮ
fl-
указателей поворота (схема рис. 3), где диоды VD1 .
..VD4
обозначены пунктиром. Контрольные светодиоды будут
загораться и выключаться в такт лампам указателей по-
ворота в инверсном чередовании. Лампы стоповые, зад-
него хода, указатели поворотов работают в кратковре-
менном режиме, максимальная мощность ламп состав-
ляет в пределах 15 Вт и установка диодов типа КД202А
не вызовет затруднений - можно будет обойтись без ра-
диаторов охлаждения. При этом падение напряжения
0,5.
..1 В на лампах существенно на освещенность не ска-
зывается, и в случае необходимости ее можно компенси-
ровать установкой более мощной лампы. Затраты могут
компенсироваться увеличением срока службы лампы и
удобством контроля й безопасности.
Рассмотрим на примерах эффективность работы уст-
ройств сигнализации. Исправность передней фары можно
визуально заметить. Стоповые сигнальные лампы, освеще-
ние заднего хода работают кратковременно и переменно,
поэтому в данном случае неисправность выявляется быст-
ро - при отключении контрольные светодиоды должны за-
гораться. Указательные лампы поворота работают в мига-
ющем режиме, и контрольные светодиоды будут включать-
ся в промежутках выключенного состояния сигнальной лам-
пы указателя поворота. При сгорании указательной лампы
сигнальный светодиод остается постоянно отключенным,
тем самым определится неисправность лампы.
Принцип работы опишем на примере контроля одной
сигнальной лампы (рис. 4 - сх. 1). При включении SA1 на-
пряжение контроля источника питания подается на конт-
рольный светодиод HL1, который загорается при исправ-
ной сигнальной лампе EL1. При включении коммутацион-
ного выключателя SA2 загорается сигнальная лампа EL1
и положительное напряжение запирает контрольный све-
тодиод HL1.
В некоторых случаях, особенно при индуктивных на-
грузках, а также при частых коммутациях включения и вык-
лючения сигнальных ламп могут возникать импульсные
повышения напряжения на контрольных светодиодах и
поэтому, следует параллельно контрольным светодиодам
подключать защитные стабилитроны или резисторы. Осо-
бенно они необходимы, когда сопротивление токоограни-
чивающих резисторов R1, R2 меньше 3 кОм.
Светодиоды на плате расположены по форме контура
автомобиля и разной расцветкой для удобства ориенти-
ровки. Верхняя закрывающая крышка выполнена из пла-
стмассы, в которой просверливаются отверстия под све-
тодиоды. Конечно, дизайн можно придумать разный, на-
пример, в виде детского автомобиля и установить в них
светодиоды по оригиналу автомобиля. В схеме предложе-
на установка светодиодов на примере отечественных
АЛ307, установка других светодиодов не исключается.
Поэтому выбор светодиодов не ограничен, установить
можно на любой вкус, изменяя параметры резисторов, или
путем усложнения внести регуляторы, или применять ме-
ханические зашторивания от яркого свечения светодио-
дов. Практично и целесообразно применять свечение све-
тодиодов с умеренной светоотдачей и одинаковыми пас-
портами, чтобы не создавать дискомфорт при постоянной
SA2
ч
Вкл. осв. задн. хода
SA1
+ 12 (24) В ■
1)
НИ
/ /
-Щ -
-й -
R1*
-E D -
2,4 к
EL1
VD1 - КС119А
SA2
9
>-
Вкл. осв. задн. хода
SA1
+12 (24) В •
2)
EL2
- ®
- |
НИ CM37-28V-0.05
- -
(МН26 -0,12-1)
Рис. 4. Схемы последовательного контроля коммутации
освещения заднего хода:
1) Схема контроля на светодиоде. Р1 < 3 кОм, защита НИ
стабистором.
2) Схема контроля на лампе накаливания.
Рис. 5.
Сигнальные
светодиоды
включены после-
довательно через
лампочку 15 Вт
диагностике. Так же светодиоды АП307 имеют разное све-
чение. Зеленые, желтые светодиоды слабее светят, чем
красные, соответственно номиналы сопротивлений рези-
сторов получаются разными.
На плате (фото рис. 5) установлены светодиоды HL8, HL9
синего цвета и HL10, HL16 белого цвета типа GNL 501ЗШ С /
20. Данные светодиоды имеют большую светоотдачу и уста-
новлены токоограничивающие резисторы номиналом 24
кОм. Стоит заметить, что элементы контроля с малыми то-
ками не всегда эффективны и полезны, ошибки могут воз-
растать вследствие небольших утечек в местах касания об-
рывов, повышенной влажности или разбрызганных расплав-
ленных металлических частиц. Поэтому использование ин-
дикаторов и схемы подключения базы транзисторов с малы-
ми токами менее 1 мА нецелесообразно. Более подходящи-
ми будут светодиоды АЛ307 (из опыта изготовления й при-
менения электрических пробников при диагностике элект-
рических цепей различного напряжения). На рис. 6 - сх. 1
представлена схема сигнализатора неисправности с эффек-
том мигания контрольного светодиода HL1 при обрыве лам-
пы EL1 и постоянного свечения HL1 при исправности EL1,
совмещающий с контролем отключения питания. В качестве
генератора прямоугольных импульсов используется мигаю-
щий светодиод HL2 типа L-53BID, который обозначен пунк-
тиром для удобства отличия от контрольного светодиода HL1.
12
У Р а д и о л ю б и т е л ь - 0 1 / 2 0 0 8
предыдущая страница 12 Радиолюбитель 2008-01 читать онлайн следующая страница 14 Радиолюбитель 2008-01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст