SA1
+ 12 (24) В
Промежуточ.
VD1
устройство
К522А
21
R1*
- Q ---
2,7 к
АВТОЛЮБИТЕЛЮ.
<8Н
HL1
Й
- О
A
VD3 5?
VD2 КС119А
-R-
R2*
EL1
К
R3*
2.7 к
Рис. 3.5. Схема альтернативного сигнализатора
неисправности
SA1
12{24)В
Промежуток
устройство
VD1, VD2
КД226А
----Е*-
HL1
АЛ307БМ
©
&
R1*
-Q -
7
VD3, VD4
К522А
HL2
EL1
2 г/
L-53BID (GO) uR 2*
b
Т
Л
А% з-
©
VD5 KC119A
----й-------
R3*
cs>
Рис. 3.6. Схема устройства контроля
включения сигнальной лампы
+ 12(24)в
Т кг і
і
0
—|
HL2(КЛ)
Промежуточ.
устройство
■ ft
R1*
VD1
К522А
—и—
-
0
— I
Eli
VD2 КС119А
R2.
—й -
HL1
L-53BIO (GO)
2.7К
Рис. 3.7. Схема сигнализатора неисправности,
контроля сигнальной лампы указателя поворота прицепа
Устройство работает следующим образом. Питание по-
дается в схему контроля, коммутационный элемент SA1 от-
ключен. При исправной лампе EL1 ток контроля через пер-
вый токоограничивающий резистор R
1
, диод VD1 шунтиру-
ется через малое сопротивление лампы EL1, контрольный
светодиод HL1 отключен. При обрыве сигнальной лампы EL1
загорается контрольный светодиод HL1. Включаем SA1, по-
дается питание на сигнальную лампу EL
1
, ток контрольного
светодиода HL1 запирается положительным напряжением
питания через элементы R2, VD3.
Условие работы - переходные минимальные порого-
вые напряжения включения (проводимости) на элементах:
^VD1 < ^HL1> ^HL1 < ^(VD1+R2 + VD3)’ ^(R 2 + VD3),~ ^HL1"
Отличие принципиальной схемы устройства контроля
включения сигнальной лампы (рис. 3.6) от схемы (рис. 3.5) в
том, что между коммутационным элементом SA1 и общей
точкой введен датчик тока из диодов VD1, VD2. Параллель-
но к датчику тока подключены светодиод HL1 и элемент за-
щиты диод VD3. Вход датчика тока подключен к общей точ-
ке контрольного светодиода HL2 и второго токоограничива-
ющего резистора R3 через резистор R2 или диод. Конт-
рольным светодиодом HL1 осуществляется контроль вклю-
чения сигнальной лампы.
Устройство работает следующим образом. При включе-
нии коммутационного элемента SA
1
при исправной лампе
EL
1
на датчике тока из диодов VD
1
, VD2 создается падение
напряжения, которое становится источником питания и
включит светодиод HL1, что является прямым контролем
включения лампы EL1, а также положительное напряжение
питания запирает через резистор R2 светодиод HL2 сигна-
лизатора неисправности. При обрыве лампы EL
1
светодиод
HL
1
выключается и при отключении коммутационного эле-
мента SA1 загорается светодиод HL2 сигнализатора неисп-
равности.
Условие работы - переходные минимальные порого-
вые напряжения включения (проводимости) на элементах:
Uhli <
4
vdi +VD
2
)’ но не больше максимально допустимого на-
пряжения на светодиоде HL1, или светодиод HL1 подключа-
ется через дополнительный токоограничивающий резистор.
Датчик тока может содержать диод или диоды на номи-
нальный потребляемый ток нагрузки. Также к датчику тока
могут подключаться усилительные устройства и оптроновые
элементы.
К примеру, для светодиода АЛ307БМ номинальный ре-
жим питания составляет в среднем U =
1,6
В при максималь-
но допустимом U = 2 В. Для создания стабильного напряже-
ния на датчике тока, особенно в момент включения холод-
ной лампы, необходимо использовать быстродействующие
диоды, с хорошими импульсными характеристиками.
К примеру, для напряжения источника питания 24 В, лам-
па 15 Вт, с учетом падения напряжения на датчике средний
потребляемый ток составляет 0,6 А. Выбираем быстродей-
ствующий диод КД226А, максимальный ток
1
,7 А, импульс-
ный ток 10 А. С двумя последовательно соединенными ди-
одами (U =
1,6
В) светодиоды включаются равномерным
накалом.
Недостатком является: снижение падения напряжения на
сигнальной лампе EL1, источника питания
12
В-на 10.
.. 15%;
24 В - менее 10%. Недостаток мощности компенсируется
установкой сигнальной лампы большей мощности и в какой
то степени продляется срок службы лампы.
На рис. 3.7 приведена принципиальная схема сигнали-
затора неисправности, контроля сигнальной лампы указате-
ля поворота прицепа.
Устройство работает следующим образом. Питание по-
дается в схему контроля. При включении SA
1
подается пита-
ние на сигнальную лампу EL
1
через катушку реле К1. При
исправном состоянии лампы EL
1
включается реле К1. Реле
К1 своим замыкающим контактом включит контрольную лам-
пу HL2 (КЛ), а контрольный светодиод HL1 блокируется на-
пряжением питания сигнальной лампы EL1. При сгорании
лампы EL
1
реле К1 отключается и гаснет контрольная лам-
па HL2 (КЛ). Отключаем SA
1
, загорается контрольный све-
тодиод HL1 сигнализатора неисправности. При помощи сиг-
нализатора неисправности убеждаемся, что сгорела имен-
но сигнальная лампа.
Рисунок печатной платы (файл
pkdsl_lay.zip
) вы можете
загрузить с сайта нашего журнала:
http://www.radioliga.com (раздел “Программы”)
Литература
1
. Ю.Л. Тимофеев, Г.Л. Тимофеев, Н.М. Ильин. Электро-
оборудование автомобилей: устранение и предупреждение
неисправностей. - М., ‘Транспорт”, 2000, с. 212, рис. 208.
2. А. Алексеев. Панель контроля и диагностики сигналь-
ных ламп на транспортных средствах. - Радиолюбитель, №1/
2008, с. 10-13.
Родиолюбитель - 0 2 /2 0 0 8 У
17
предыдущая страница 17 Радиолюбитель 2008-02 читать онлайн следующая страница 19 Радиолюбитель 2008-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст