АВТОМАТИКА
прямого назначения коммутации на-
грузки в сети 220 В, может иметь и
другие варианты применения.
В частности, учитывая, что отсчет
времени не прекращается и в авто-
номном режиме работы (от встроен-
ного аккумулятора более 30 суток),
это можно с успехом использовать в
“полевых” условиях, удаленных от
электрической сети 220 В. Таким об-
разом, таймер может в соответствии
с установленной программой, выда-
вать управляющий импульс (управ-
ляющую команду) амплитудой 1 В на
контакте 5 соединительного разъема.
Этот контакт помечен на плате сим-
волом С.
Как и для чего применять этот сиг-
нал управления - каждый радиолю-,
битель может решить по-своему.
Популярный транзистор Э9014 от-
лично работает электронных устрой-
ствах с напряжением питания 1,2.
.,3 В.
Поэтому управляющий сигнал мож-
но снимать не только с точки С 5-ти
контактного разъема таймера (в этой
точке сигнал потребует дополнитель-
ного усиления), и непосредственно с
коллектора транзистора (параллель-
но реле К1). В данном случае обмот-
ка реле (из-за небольшого напряже-
ния и тока в цепи) не оказывает “шун-
тирующего” влияния на управляю-
щий сигнал.
Небольшой компактный корпус
устройства позволяет носить цифро-
вой таймер с собой в туристических
поездках, в автомобиле и в других
случаях, в том числе применять как
часы (реальное время отображается
на ЖКИ).
Станислав Левченко
г. С-Петербург
Защ ита трехфазных двигателей
Тысячи электродвигателей выхо-
дят из строя из-за обрыва одной из
фаз питающего напряжения. Часто
ни предохранители, ни автоматы не
спасают электродвигатель, и его нуж-
но отправлять в перемотку.
Существует несколько промыш-
ленных устройств, предназначенных
для защиты двигателей от перегре-
ва в случае обрыва одной из фаз.
Наиболее эффективным в этом пла-
не видится блок защиты, предназна-
ченный для отключения пускателя в
аварийных режимах и удержания его
в отключенном состоянии до осмот-
ра нагрузки и устранения неисправ-
ности [1]. В нем регулируется порог
срабатывания максимальной токо-
вой защиты и порог срабатывания
тепловой защиты в зависимости от
мощности двигателя. Блок хорош, но
сложен, дорог, дефицитен и на каж-
дый двигатель их не напасешь. Су-
ществовало реле контроля фаз и от-
ключающее двигатель при обрыве
одной из них, но даже в те времена
это реле было в дефиците. Электро-
монтеры по своему разумению и воз-
можностям самостоятельно изготав-
ливали схемы защиты. В [2] показа-
на одна из таких схем. В [3] входят
описания:
- реле контроля фаз;
- тепловая защита электродвига-
телей;
-мостовая схема защиты;
- две простые схемы защиты;
- простой способ защиты.
В [4] также описаны схемы защи-
ты. Работая электромонтером, ав-
тором статьи в 1967 году было сде-
лано несколько подобных уст-
ройств. Одно из них(рис. 1 )состо-
яло из трех трансформаторов тока
Т1.
..ТЗ, вторичные обмотки кото-
рых включены согласно-последова-
тельно и напряжение с которых по-
ступает на обмотку реле обрыва
фазы К2 своим нормально-разомк-
нутым контактом, которое удержи-
вает катушку магнитного пускате-
ля К1 во включенном состоянии,
когда присутствуют все три фазы.
При пропадании любой из них реле
своим контактом обесточивает ка-
тушку магнитного пускателя. При
отсутствии любой из фаз запуск
двигателя невозможен.
Вторичные обмотки трансформа-
торов тока намотаны на тороидаль-
ных сердечниках из трансформатор-
ной стали. Торы имеют размеры:
внешний диаметр 40 мм, внутренний
- 20 мм, высота - 15 мм. Обмотка
содержит несколько сот витков про-
вода ПЭВ-0,15. Первичная обмотка
образуется несколькими витками
фазных проводов в зависимости от
мощности двигателя. Реле поляри-
зованное РП-4 подключено ко вто-
ричным обмоткам через диод \ЛЭ1
Д7Ж. Параллельно обмотке реле
подключен электрический конденса-
тор С1 емкостью 50 микрофарад.
Все это устройство помещалось в
пускатель третьей величины.
А
А
ЭВ2
"Пуск”
587
"Стоп"
К1
К 2 .1
При попытке запатентовать идею,
из ВНИИГПЭ пришел ответ, что идея
трех трансформаторов тока озвуче-
на ранее и указан номер авторского
свидетельства.
ш
Литература
1. Пускатели тиристорные серии
ПТ. Паспорт ОДЖ 468.243.
2. Шепетько Ю. Защита трехфаз-
ного двигателя. - Радио, № 3, 1972,
с. 51.
3. Сборник “В помощь радиолю-
бителю”, выпуск 19. - М., ДОСААФ,
1964, с. 41. .
.51.
4. Зимин Е. Защита от работы на
двух фазах. - Энергия, Москва-Ле-
нинград, 1967, с. 69.
Радиолюбитель - 0 3 /2 0 0 8 У
15
предыдущая страница 15 Радиолюбитель 2008-03 читать онлайн следующая страница 17 Радиолюбитель 2008-03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст