II
АУДИОТЕХНИКА
ff
дешевизне изготовления. Звук это-
го совсем не сложного усилителя
можно охарактеризовать как про-
зрачный, детальный, теплый, с хо-
рошо прорисованной панорамой и
весьма динамичный. При этом, бла-
годаря транзисторной “всеядности”,
практически исключаются сложно-
сти с подбором акустики. Это и ста-
ло причиной опубликовать эту схе-
му: я надеюсь, что многие новички
(и не только) в сфере лампового
звука смогут благодаря ей полу-
чить красивое и благородное зву-
чание при минимальных усилиях и
затратах.
Рассчитан усилитель на нагруз-
ку 8 Ом. Выходная мощность около
8-ми Вт на канал, в зависимости от
характера музыкального произве-
дения и того уровня гармоник, ко-
торый на ваше ухо еще восприни-
мается, как художественный. Этой
мощности оказывается вполне до-
статочно для домашнего звукового
комплекса. Чувствительность -0,6 В,
что отлично подходит к большин-
ству современных источников сиг-
нала. Частотная характеристика
очень линейна и снизу ограничива-
ется лишь емкостью С1, при указан-
ном номинале мы получаем ниж-
нюю частоту воспроизведения око-
ло 5-ти Гц, что опять же выигрыш
по сравнению с трансформаторным
выходом. Хочу пояснить: здесь и
далее в отношении вроде бы стро-
гих технических характеристик я
часто буду говорить “примерно” и
“около” - зто связано с тем, что на
самом деле субъективное воспря-
тие звука часто очень сильно отли-
чается от того, что мы видим на при-
борах. И так как финальный пользо-
ватель данной конструкции чело-
век, а не осциллограф, то и изме-
рять многие величины мы будем че-
ловеком и настраивать схему под
человека.
Г Рис. 2
Детали и конструкция
Данная схема обладает классичес-
кой ламповой чувствительностью к
компонентам! Поэтому к их подбо-
ру рекомендую отнестись серьез-
но. Начнем с регулятора громкос-
ти - как известно, это весьма кри-
тический и сложный узел, благода-
!
ря плохому переменному резисто-
ру мы можем значительно потерять
прозрачность и глубину звука!
Если у вас нет возможности или
желания использовать такие вещи,
как ALPS или Riken Ohm, пусть это
будет хотя бы тщательно отобран-
ный и приведенный в порядок со-
ветский СПЗ максимальной мощ-
ности, и не забудьте почистить
скользящие металлические контак-
ты, обеспечивающие соединение
ползунка с выводом резистора!
Главное - не ставить дешевые со-
временные импортные резисторы.
Очень хороший вариант - сделать
ступенчатый регулятор на основе
советского многопозиционного пе-
реключателя с посеребренными
контактами, благо их легко достать
на радиорынках. Схема такого ре-
гулятора приведена на рис. 2.
При проектировке данного регу-
лятора ставилась задача получить
максимальное качество.
И действительно, в цепи источ-
ник - сетка лампы всего один ре-
зистор и ни одного контакта, в цепи
сетка - земля один резистор и один
контакт. Правда, в итоге мы имеем
изменяющееся от 17,3 до 29,5 кОм
|
входное сопротивление усилителя,
но для большинства современных
источников сигнала это абсолютно
приемлемо. Если необходимо по-
лучить большее входное сопротив-
ление, например, для подключения
к ламповому источнику, пропорци-
онально увеличьте номиналы всех
резисторов на требуемую величину.
Сдвоенный переключатель дол-
жен быть с перемыканием сосед-
них контактов в момент коммута-
ции (иначе при переключении на
малых громкостях будут неприят-
ные броски громкости), его, конеч-
но, тоже необходимо тщательно
почистить и привести в порядок
(посеребренные контакты необходи-
мо чистить ученической резинкой,
ни в коем случае не используйте
лезвие или надфиль!).
Постоянные резисторы двухват-
тные, вполне подойдут МЯТ. Не по-
ленитесь для левого и правого ка-
нала регулятора отобрать резисто-
ры максимально близких номина-
лов! Монтировать их нужно прямо
на переключателе.
Регулятор громкости рекомен-
дую делать сдвоенным - это гораз-
до удобнее в эксплуатации, а воз-
можность регулировать баланс в
современной качественной систе-
ме, как показывает практика, вещь
не нужная.
R3 - проволочный 20-ти ват-
тный, и учтите, что он будет значи-
тельно нагреваться!
R2 - двухваттный, можно со*
ставной (параллельно 1 Ом + 1 Ом
М ЛТ-2), любители “бархатности”
звука могут попробовать угольные
ВС. Меняя сопротивление R2 в пре-
делах 0,2.
..1,2 Ома, мы будем по-
лучать различную глубину обрат-
ной связи и, соответственно, раз-
личный коэффициент усиления и
уровень гармоник. Уменьшая со-
противление, мы будем получать
большую чувствительность и более
“теплый” и “жирный” звук, увеличи-
вая - меньшую чувствительность и
большую прозрачность.
Лампу VL1 рекомендую подыс-
кать 60-70-х годов, при этом есть
смысл послушать как простой, так
и ЕВ вариант 6Н23П, они звучат по-
разному. Любители особой про-
зрачности и легкости звучания мо-
гут попробовать ЕСС88 (цоколев-
ка та же), в частности, старые Tesla
или RFT с позолоченными ножка-
ми будут очень хороши. Лампу не-
обходимо выбрать с низким внут-
ренним сопротивлением-так, что-
бы на эмиттере VT1 было напряже-
ние 10.
..12,5 В.
Составные транзисторы VT1
могут быть с любой буквой, жела-
тельно отобранные по максималь-
ному коэф ф ициенту передачи.
КТ825 советских времен дают, на
мой взгляд, более прозрачный
звук, современные - более барха-
тистый. Можете попробовать сде-
лать составной транзистор само-
стоятельно; к примеру, интересное,
Радиолюбитель - 0 4 /2 0 0 8 У
23
предыдущая страница 23 Радиолюбитель 2008-04 читать онлайн следующая страница 25 Радиолюбитель 2008-04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст