{] ИСТОЧНИКИ, ПИТАНИЯ (1
---------
Михаил Рынденков
Республика Бурятия,
Баргузинский р-н, с. Суво
E-mail: rma001@rambler.ru
1 Простое зарядное устройство
I от автомобильной бортовой сети
I для аккумуляторного фонарика
В продаже достаточно часто встреча-
ются переносные электрические фона-
ри китайского производства со встро-
енным аккумулятором емкостью поряд-
ка 4 Ачасов и напряжением 6 В. Такие
агрегаты содержат в своем составе
одну или две лампочки мощностью
5...10 Вт, а часто и гораздо более мощ-
ные. Очень удобно брать их с собой в
машину. Обеспечивая довольно узкий
и яркий луч света эти аппараты имеют
существенный недостаток - аккумуля-
тор быстро разряжается.
Такие фонарики обычно имеют се-
тевое зарядное устройство и устрой-
ство зарядки от автомобильной сети,
собранные в отдельных корпусах. Если
первый из этих аппаратов худо-бедно
позволяет заряжать аккумулятор, то
второй из них (по крайней мере, те эк-
земпляры с которыми мне пришлось
иметь дело) обеспечивает ток заряда
соизмеримый с током саморазряда
встроенных аккумуляторов. Это дела-
ет работу с ним практически невозмож-
ной, так как полная зарядка аккумуля-
тора фонарика растягивается, по мень-
шей мере, на несколько суток. Конеч-
но, если владелец фонарика не имеет
автомобиля, то и зарядное устройство
работающее от автомобильной сети
ему просто не нужно.
Но если автомобиль все же имеет-
ся, то существует один простой выход
из создавшегося положения - сделать
самодельное зарядное устройство.
Схему такого аппарата я и предлагаю
вниманию читателей журнала. Она по-
казана на рис. 1.
Данная схема совершенно не со-
держит в своем составе дефицитных
или дорогих радиодеталей и отлича-
ется предельной простотой. Все дета-
ли располагаются на стеклотекстоли-
товой или гетинаксовой плате разме-
ром 90x70 мм. Конечно, радиодетали
можно было разместить и более ком-
пактно, но резисторы могут рассеи-
вать суммарную тепловую мощность
порядка 10 Вт (при питании от бор-
товой сети напряжением 24 В), и их
слишком плотное расположение зна-
чительно снизит надежность работы.
Печатную плату изготавливать не обя-
зательно. Выводы деталей соединяют-
ся медным луженым проводом диамет-
ром порядка 0,5.
..0,6 мм. Для повыше-
ния надежности после сборки и испы-
тания аппарата можно приклеить про-
водники к плате каким-нибудь клеем.
Зарядное устройство может рабо-
тать от бортовой сети напряжением 12
или 24 В. Устройство автоматически
определяет входное напряжение (12
или 24 В). Ток заряда при работаю-
щем двигателе автомобиля составля-
ет 0,5 А. При выключенном двигателе
- 0,4 А. Во втором случае наблюдается
некоторая зависимость зарядного тока
от состояния аккумуляторной батареи
автомобиля. В автомобилях с напряже-
нием бортовой сети 24 В такая зависи-
мость выражена гораздо слабее. Но в
таких автомобилях КПД предложенно-
го устройство не превысит 25%, а при
напряжении бортовой сети 12 В КПД
будет чуть меньше 50%. Разумеется,
что здесь не принимается во внимание
КПД самих аккумуляторов фонарика.
Для значительного повышения КПД
есть только один путь - изготовить им-
пульсное зарядное устройство. Но
сложность изготовления (а не самой
схемы, разумеется!) существенно воз-
растет. Основная трудность, на мой
взгляд, - намотка и грамотный расчет
импульсного трансформатора.
Светодиод \Ю2 служит для индика-
ции заряда. При достижении примерно
90% заряда аккумулятора фонарика
(точное значение сильно зависит от
состояния и качества данного аккуму-
лятора) его яркость начинает резко сни-
жаться в связи с падением зарядного
тока. После полного погасания свето-
диода аккумулятор можно отключать от
зарядного устройства. Если данный ак-
кумулятор старый, то можно оставить
его подключенным еще в течение 1 .
..2
часов. Перезарядка ему не грозит, так
как зарядный ток значительно умень-
шится в таком режиме.
В ходе эксплуатации опытного об-
разца выявилась одна интересная осо
бенность устройства. При его исполь-
зовании в автомобиле с напряжением
бортовой сети 24 В при почти полном
заряде аккумулятора фонарика уже
после погасания светодиода
У 0 2
реле
переключало схему в положение “12 В”.
При проведении дополнительных изме-
рений выяснилось, что такой режим
никакой опасности для деталей заряд-
ного устройства и аккумулятора не
представляет, так как ток заряда
в
та-
ком режиме к этому времени уже ста-
новится менее 40.
..50 мА.
К устанавливаемым деталям осо-
бых требований не имеется. Светоди-
од \Ю1 может быть практически лю-
бого типа, Его желательно взять крас
ного цвета - он обычно при одинако-,
вом токе имеет наименьшее падение
напряжения, что позволит более точ-
но определить окончание заряда.
Диод \Ю2 должен быть рассчитан на
средний прямой ток не ниже 0,7 А. Он
обязательно должен быть кремние-
вым (не с барьером Шоттки). Реле К1
типа РЭС-10 (паспорт РС4.529.031 -03
или РС4.529.031 -11с сопротивлением
{[Радиолюбитель - 0 4 /20 0 В
предыдущая страница 26 Радиолюбитель 2008-04 читать онлайн следующая страница 28 Радиолюбитель 2008-04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст