|
В статье проведен сравнительный анализ объективных характерис-
тик звукоусилительного тракта с электронными лампами и без них.
Александр Пахомов
Показаны возможности достижения эффекта лампового звучания в
г. Зерноград, Ростовской области
I бытовой аппаратуре простыми средствами.
О "ламповизации" звучания бытовой аппаратуры
-------------------------------В
АУДИОТЕХНИКА
I
---------------------------------
Электровакуумные приборы - радио-
лампы, казалось бы, давно ушли в
прошлое. Тем не менее, существует
еще одна область, где они по-прежне-
му активно применяются, несмотря на
все свои недостатки: громоздкость,
энергоемкость, недолговечность. Речь
идет о высококачественном звуковос-
произведении, в частности, усилите-
лях мощности звуковой частоты
(УМЗЧ). На страницах радиолюбитель-
ских изданий и в Интернет-ресурсах
можно найти немало схем ламповых
УМЗЧ, которые, по мнению их созда-
телей, обладают качеством звучания,
оправдывающим,технологическое не-
совершенство и неудобство в эксплу-
атации подобных ретро-конструкций.
Между тем профессиональные и
достаточно корректно проведенные
экспертизы [1] отнюдь не показыва-
ют абсолютного превосходства лам-
повых усилителей. Отмечается, что
последние звучат по-разному, причем
эта разница гораздо существеннее,
чем в классе транзисторных собрать-
ев. При этом наиболее выраженный
эффект лампового звучания наблю-
дается у не лучших по показателям
кг, ки
усилителей. В связи с этим воз-
никает вопрос: так ли уникален лам-
повый звук и обязателен ли для его
получения полный ламповый
Hi-End
УМЗЧ с “автомобильной” ценой. К
слову сказать, при самостоятельном
изготовлении ламповый усилитель
также обойдется недешево, посколь-
ку комплектующие на него (выходные
трансформаторы, прямонакальные
триоды и т.д.) многократно дороже
компонентов транзисторных схем.
Субъективизм оценок - всегда не-
твердая почва, поэтому обратимся к
объективным характеристикам УМЗЧ
и их активных элементов, в частности.
Относительно электронных ламп, от-
брасывая совсем уж надуманное в
этой области (вроде скорости движе-
ния электронов, влияющей на звук),
можно заметить следующее:
1) электронная лампа в сравнении
с обычным транзистором - более ли-
нейный элемент, ВАХ которого имеет
малую и постоянную кривизну. Как
следствие, ламповый УМЗЧ не требу-
ет глубокой ООС;
2) в силу тех же исходных харак-
теристик ламп одноактный ламповый
УМЗЧ имеет быстро спадающий
спектр гармоник, при этом преобла-
дают низшие четные гармоники.
Указанные особенности взаимо-
связаны и при некоторых дополнитель-
ных условиях, о которых еще пойдет
речь, доминирующе влияют на звук.
Чтобы подтвердить или опровергнуть
зто, автор провел собственные экспе-
рименты. Но обо всем по порядку.
Поскольку сравнение идет с тран-
зисторами, несколько слов о них. Как
показано в [2], биполярный транзис-
тор общего применения - не лучший
элемент для звукоусиления. Дело
здесь не только и не столько в широ-
ком спектре продуцируемых искаже-
ний, сколько в том, что при попытках
уменьшения амплитуды нелинейнос-
тей с помощью глубокой ООС в уси-
лительном устройстве искажается
временной закон изменения гармо-
ник, нарушается их
амплитудная ди-
намика
[2, 3]. При этом огибающие
первой и высших гармоник не совпа-
дают, возникают инородные нестаци-
онарные колебания, не вписывающи-
еся в естественные формантные
ряды. В субъективном восприятии та-
кие колебания явно не слышны из-за
малой амплитуды, но они утяжеляют
звучание, которое теряет легкость, ес-
тественность, становится утомитель-
ным. Когда прошла первая эйфория
по поводу компактных, мощных и ши-
рокополосных транзисторных УМЗЧ,
это было замечено и послужило при-
чиной “лампового ренессанса”. Но
ведь ничто не стоит на месте.
..
Для многих образцов бытовой ап-
паратуры признаки транзисторного
звучания сохраняются и по сей день.
От длительного прослушивания ино-
го музыкального центра можно полу-
чить головную боль, а не эстетичес-
кое удовольствие. Проведите простой
эксперимент: возьмите аккорд на ги-
таре или фортепьяно, запишите и вос-
произведите с помощью вашей аудио-
системы (подразумевается, что тран-
зисторной) при линейном положении
регуляторов тембра. В большинстве
случаев разница будет настолько оче-
видной, что даже люди, не обладаю-
щие музыкальным слухом, не спута-
ют оригинал с копией. Ламповая ап-
паратура проявит себя в подобном эк-
сперименте гораздо лучше.
Объективная причина транзистор-
ного звучания - неверная передача
гармоник в амплитудной динамике,
что подтверждено автором по специ-
ально разработанной методике [3].
Применение компьютерного модели-
рования на линейно возрастающем
сигнале показало, что огибающие
первой и высших гармоник в типовом
транзисторном УМЗЧ действительно
не совпадают, при этом ООС отнюдь
не исправляет таких искажений. Об-
щая ООС только перераспределяет
искажения в сторону ухудшения пе-
редачи динамики высших гармоник,
увеличивая реальное различие в фор-
ме их огибающих с первой [3]. Это -
принципиальный недостаток ООС,
исправляемый, возможно, некоторы-
ми специальными решениями в виде
ОСФИ [4] или МПОС [5], которые, тем
не менее, усложняют устройство, де-
лают его критичным к настройкам и
регулировкам. Обычная ООС не улуч-
шает качества звучания, хотя коэф-
фициенты
к
г,
ки
могут быть уменьше-
ны ею до тысячных долей процента.
Вернемся теперь к ламповым
УМЗЧ, в которых, как правило, глубо-
кая ООС отсутствует, в том числе, из-
за особенностей схемотехники. Это оз-
начает, что устраняется одна из основ-
ных причин искажений амплитудной
динамики. Косвенный признак этого -
18
U
Радиолюбитель - 0 5 /2 0 0 8
предыдущая страница 18 Радиолюбитель 2008-05 читать онлайн следующая страница 20 Радиолюбитель 2008-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст