зависимость
кг
от выходной мощнос-
ти усилителя, которая всегда линей-
на для ламповых усилителей и имеет
вид седлообразной кривой для боль-
шинства транзисторных [3]. Догадки
о значении хода кривой /с =
ЦРВЫ1)
встречались и раньше, но в [3] этому
критерию дано строгое обоснование.
Благодаря верной амплитудной
динамике гармоники лампового
УМЗЧ не “режут” слух, а придают зву-
чанию некую дополнительную окрас-
ку, весьма ценимую любителями лам-
пового звуковоспроизведения. Стро-
го говоря, это искажения, так как вы-
ходной сигнал отличается от входно-
го, но в субъективном восприятии -
нет. Дело в том, что добавление к ос-
новному тону верно изменяющихся
гармоник делает результирующий
звук ярче, насыщенней. Музыкантам
хорошо известен прием, когда берет-
ся одна и та же нота в унисон через
октаву, а в некоторых музыкальных
инструментах это достигается конст-
руктивно, путем, например, одновре-
менного возбуждения нескольких
струн. Нечто подобное выполняет и
ламповый УМЗЧ, добавляя вторую
гармонику, изменяющуюся синхрон-
но с первой. При этом среднечас-
тотный диапазон звучит весьма впе-
чатляюще, за что ламповые усилите-
ли ценились в качестве гитарных и
голосовых.
Говоря о потенциальных преиму-
ществах ламп не следует забывать,
что их конструкции разработаны в
далеком прошлом и то, что выпуска-
ется сегодня, лишь копии приборов
середины XX века. Транзисторы и
ИМС - напротив, день сегодняшний,
их развитие идет космическими
темпами. Появились специальные
биполярные транзисторы, ориенти-
рованные “на звук”. К ним относят-
ся мощные комплиментарные пары
MJL4281A/MJL4302A фирмы ON
Semiconductor, 2SA1942/2SC5199,
2SA1943/2SC5200 фирмы Toshiba и
некоторые другие. Подобные прибо-
ры характеризуются почти линейной
ВАХ, малой зависимостью коэффици-
ента передачи от тока, что позволяет
выполнять транзисторные УМЗЧ с вер-
ной амплитудной динамикой [3]. Высо-
кая термостабильность коэффициен-
та передачи снижает актуальность
борьбы с тепловыми искажениями.
Качество современных активных
элементов многое меняет в транзис-
торных УМЗЧ. Без схемотехнических
“хитростей” [4, 5] и глубокой ООС до-
стигается верная передача гармони-
ческого спектра, рассматриваемые
искажения отсутствуют. Некоторые
примеры таких УМЗЧ даны в [3]. При
этом малый уровень гармоник обес-
печивает чистое и неокрашенное зву-
чание - тот самый “английский” звук.
Но ведь “на вкус и цвет товарищей
нет” и противоположный лагерь тут же
возражает: где же ностальгическая
теплота и музыкальность ламп? Вспо-
минают еще романтическое свечение
нитей накала.
..
Из изложенного ясно, что элект-
ронные лампы на сегодняшний день
уже не являются самыми линейными
приборами, но обладают интересной
{
АУДИОТЕХНИКА
R5
1
,2
к
Радиолюбитель - 0 5 /2 0 0 8 U
особенностью приукрашивать звук,
внося в него четные гармоники с вер-
ной амплитудной динамикой. Очевид-
но, что принцип “внесения” может
быть реализован не в полном лампо-
вом УМЗЧ. Для этого достаточно од-
ного-двух вакуумных триодов, кото-
рые добавят свои “хорошо звучащие
искажения” и проблема будет реше-
на: холодный и анапитичный транзи-
сторный звук приобретет черты теп-
лого лампового. Недаром появилось
столько схем так называемых гибрид-
ных УМЗЧ.
На этом же принципе основано
действие ламповой вставки, описан-
ной в [6]. Она выполнена в виде рези-
стивного усилителя на триоде ЕСС82
с питанием по аноду 60 В. К сожале-
нию, повторение этого устройства на
отечественных радиолампах, реко-
мендованных в [6], не привело ни к
какой “ламповизации” звучания, что
побудило автора провести собствен-
ные эксперименты.
Экспериментальный тракт, изоб-
раженный на
рис. 1
, состоял из источ-
ника сигнала - персонального компь-
ютера с 24-х битной звуковой картой
Sound Blaster Audigy,
каскада “лампо-
визации” (показан один канал), усили-
теля мощности - встроенного УМЗЧ
микро
Hi-Fi
системы
LG LX-M230,
са-
модельных открытых АС на базе ко-
аксиальных головок
JBL gto 936 е.
Ис-
ходное качество всех элементов сис-
темы достаточно высокое, что позво-
ляет легко отследить изменения, вно-
симые ламповым блоком.
При разработке лампового устрой-
ства были учтены недостатки устрой-
ства [6]. К ним в первую очередь отно-
сится низковольтное питание 60 В. Тот
факт, что большинство ламп работос-
пособно при пониженном напряжении
на аноде, еще не говорит о том, что
лампа “звучит”' в таком режиме. Не зря
же режим снятия анодно-сеточных ха-
рактеристик жестко нормируется [7] и
его следует соблюдать. Второй недо-
статок заключается в использовании
одного вакуумного триода, при этом
уровень вносимых гармоник может
оказаться недостаточным.
Предлагаемое устройство (см.
рис. 1)
выполнено в виде двух парал-
лельно включенных триодов лампы
6Н9С и питается высоким анодным
19
предыдущая страница 19 Радиолюбитель 2008-05 читать онлайн следующая страница 21 Радиолюбитель 2008-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст