МРЗ.
При быстрых манипуляциях пе-
реключателем ЭА1 разница в звуке
оказалась более чем существенной.
При включении ламповой вставки
приближались голоса солистов, под-
черкивались струнные партии, улуч-
шались объемность и стереоэффект
- иначе говоря, все признаки лампо-
вого звучания были налицо. При этом,
несмотря на плоскую частотную ха-
рактеристику исследуемого каскада в
диапазоне 20 Гц-20 кГц, создавалось
полное ощущение изменения темб-
рального состава фонограмм с выде-
лением среднечастотной области.
Указанная особенность является “об-
ратной стороной” лампового звуча-
ния, придавая ему некий телефонный
характер. При отключенном лампо-
вом каскаде - чистое, тембрально
сбалансированное и неокрашенное
звучание.
В следующем эксперименте лам-
па 6Н9С заменялась на более линей-
ную 6Н8С. Полученная таким образом
спектрограмма показана на
рис. 4.
Очевидно, что лампа 6Н8С имеет явно
лучшие электрические характеристи-
ки: коэффициент гармоник/сг=0,07 %,
спектр содержит только вторую гар-
монику при уровне на 10 дБ меньшем,
чем в предыдущем случае. Казалось
бы, полное превосходство над лампой
6Н9С, но что же звук? А звук абсо-
лютно нейтральный, не меняющийся
при коммутациях переключателем
БА1. Лампа 6Н8С, таким образом,
полностью подтвердила свою репута-
цию аналитичной.
Вывод очевиден: нет гармоник -
нет лампового звука. Собственно го-
воря, он не нов, но до сих пор было не
ясно, почему гармоники транзисторно-
го УМЗЧ не обладают такими свой-
ствами. С вышеизложенных позиций
амплитудной динамики все становит-
ся на свои места, и не надо искать при-
чину в “волшебных” свойствах термо-
электронной эмиссии. Находит свое
объяснение и существенная разница
в звучании ламповых усилителей. Те
из них, которые выполнены на самых
линейных лампах, например, 6Н8С,
ЕЬЗб, звучат холодно и аналитично,
т.е. по мнению аудиофилов вовсе “не
звучат”, а чтобы получить теплый
ламповый звук, применяют так назы-
ваемые “певучие” лампы, которые, на
Радиолюбитель - 0 5 /2 0 0 8 У
самом деле, самые нелинейные. Сво-
его рода парадокс, но если абсолюти-
зировать индивидуальное слуховое
восприятие, на все остальное можно
закрыть глаза.
Эксперимент остался бы не закон-
ченным, если бы автор не собрал пол-
ный SE. Это было сделано добавле-
нием к рассматриваемому драйверу
выходного каскада на тетроде 6П6С и
трансформаторе ТВЗ. Сравнение с
транзисторным усилителем микроси-
стемы
LX-M230
дало результаты, ана-
логичные рассмотренным выше, за ис-
ключением того, что в полном лампо-
вом УМЗЧ существенно подрезался
басовый регистр (причина - ТВЗ). Ин-
тересно, что при замене выходной лам-
пы на одну из самых линейных EL36,
естественно, с изменением режимов,
характер звука не поменялся, т.е. ос-
новное влияние оказывает все-таки
драйвер. Из других критичных элемен-
тов свое влияние подтвердил переход-
ной конденсатор СЗ, при выборе кото-
рого можно руководствоваться реко-
мендациями [8].
В заключение коснемся других воз-
можностей “ламповизации”. Было бы
странно, если бы в век сотовых теле-
фонов и карманных компьютеров этот
эффект не был бы эмулирован. Появи-
лись плагины лампового звучания,
добавляющие в жестковатый компью-
терный звук четные гармоники, как счи-
тается, маскирующие высшие нечет-
ные. Аппаратные средства обработки
звука, давно используемые в звукоре-
жиссуре, вводят теперь и в бытовые ус-
тройства. Так, микросистема
LX-M230,
как, впрочем, и другие музыкальные
центры, имеет режим
SURROUND,
дей-
ствие которого весьма напоминает
АУДИОТЕХНИКА
ламповый режим при более ярком эф-
фекте “проявления” средних частот,
“растворении” акустических систем,
впечатляющем виртуальном присут-
ствии исполнителей.
Резюмируя все вышесказанное,
можно сделать следующие выводы:
- эффект лампового звучания обус-
ловлен характеристиками некоторых
электронных ламп, обеспечивающих
насыщение выходного спектра низши-
ми четными гармониками с верной ам-
плитудной динамикой:
- необходимость в полном лампо-
вом УМЗЧ отсутствует, так как ана-
логичный эффект достигается в про-
стом драйвере, описанном в настоя-
щей статье;
- использование радиоламп в зву-
ковом тракте становится все менее ак-
туальным как из-за совершенствова-
ния твердотельной элементной базы,
так и в связи с развитием эмулирую-
щих программ и аппаратных средств.
Вполне вероятно, что многие зна-
токи лампового звука не согласятся с
представленными здесь аргумента-
ми, заявив, что эмулировать лампу
нельзя и только полный Н/-£пс( усили-
тель на прямонакальных триодах.
.. и
т.д. и т.п. Не отрицая возможности
достижения высокого качества звуча-
ния ламповыми УМЗЧ, их преимуще-
ства становятся все более иллюзор-
ными на фоне достижений современ-
ной микроэлектроники, а эксплуата-
ционные недостатки слишком велики.
В музее истории радиолампы уже за-
няли свое почетное место и извлекать
их оттуда, в том числе, для звуковых
применений, действительно серьез-
ных аргументов нет. Ну, разве что для
ЭКЗОТИКИ.
..
Литература
1. Усилители: который вернее? - Радіоаматор, 2002, №7.
2. Пахомов А.И. О нестабильности коэффициента передачи выходных транзи-
сторов УМЗЧ. - Радіоаматор, 2006, №№ 2- 4.
3. Пахомов А.И. Амплитудные искажения гармонического спектра УМЗЧ. -
Радиолюбитель, 2006, №№ 9,10.
4. Сучков-Русси О. Форматные искажения в УМЗЧ. - http://russi.boom.ru/Osfi.htm
5. Матюшкин В. О динамических искажениях, ООС и сопротивлении прово-
дов. - Радиіоаматор, №9,2000.
6. Дайджест Audio Press. - Радиохобби, 2005, № 4.
7. Кацнельсон Б.В., Ларионов А.С. Отечественные приемно-усилительные лам-
пы и их зарубежные аналоги. Справочник. - М.: Энергия, 1974.
8. Пузанов В. Высококачественный ламповый усилитель мощности. - Радио-
любитель, 2003, Ns 9.
21
предыдущая страница 21 Радиолюбитель 2008-05 читать онлайн следующая страница 23 Радиолюбитель 2008-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст