А ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ и
В заключение, хотелось бы остановиться вот на
чем. Последние 20 лет прилавки обычных,, специали-
зированных магазинов и рыночных лотков заполнены
электротоварами, безопасность использования кото-
рых ниже всякой критики. И надо заметить, что не на
всех стоит маркировка “сделано в Китае”, нередко
можно увидеть и “Беларусь”, и “Украина”. Главная про-
блема современных сетевых выключателей, розеток,
электровилок, переходников, сетевых удлинителей,
разветвителей, монтажных коробок - использование
в их конструкциях легковоспламеняемых материалов.
Автору, часто бывая в гостях, несколько раз приходи-
лось видеть момент (!) воспламенения сетевых под-
соединительных шнуров, цветастых китайских тройни-
ков, полиэтиленовых монтажных коробок и, при этом,
потребляемые нагрузками токи были всего 2.
..3 А. А
вот если бы настенная розетка была прикрыта зана-
веской или, как это очень часто бывает, - ковром, то
потушить возгорание стаканом чая или мухобойкой
могло бы и не получиться.
Литература
1. Бутов А Д Реле времени для светильника. - Радио, 2002,
№11, с. 53-54.
.V. 2. Бутов А.Л. Фазовый регулятор мощности на сильно-
точных тринисторах. - Радиоконструктор, 2003, №2, с. 25-26.
3. Бутов А.Л. Регулятор мощности на тринисторах КУ221.
- Радиоконструктор, 2003, №3, с. 28-29.
4. Бутов А.Л. Автомат включения света. - Радио, 2004,
№9, с. 42.
Зо
Андрей Кашкаров
I
-
_
г. С-Петербург
I А в то м а т д о з а р я д к и А К Б
Автомат для дозарядки аккуму-
ляторной батареи (далее АКБ) не-
обходим автомобилисту в поддер-
жании полной заряженности акку-
муляторной батареи при эксплуата-
ции. Автоматы для дозарядки АКБ
широко используется среди люби-
телей и профессиональных автомо-
билистов.
Существует большое количество
автоматических зарядных уст-
ройств, но в основном они прекра-
щают зарядку батареи либо по ис-
течению определенного времени,
либо по достижении на клеммах ба-
тареи определенного (порогового)
значения напряжения. В рамках этих
функциональных особенностей ав-
томатов и других факторов (природ-
ные условия, состоянии батареи) не
удается произвести качественную
дозарядку аккумуляторных батарей.
На срок службы автомобильной
аккумуляторной батареи (АБ) значи-
тельное влияние оказывает степень
ее заряженности. Желательно, что-
бы большую часть времени батарея
была полностью заряжена. В про-
цессе эксплуатации обычно наблю-
даются колебания степени заряжен-
ности АБ около некоторого средне-
го значения, называемого устано-
вившейся степенью заряженности.
Ее величина зависит от многих фак-
торов. Следует отметить, что зимой
установившаяся степень заряжен-
ности, как правило, значительно
ниже, чем летом. Низкая степень
заряженности в условиях холодного
климата является главной причиной
интенсивного “оплывания” активной
массы с электродов аккумуляторной
батареи и сокращения ее срока
службы.
Возникает необходимость в за-
рядном устройстве, с помощью ко-
торого за то время, пока автомобиль
находится в гараже (в большинстве
случаев за ночь), можно было бы до-
вести степень заряженности аккуму-
ляторной батареи до полной. Впол-
не закономерен вопрос: почему
нельзя использовать для этой цели
существующие автоматические за-
рядные устройства?
Большинство имеющихся в про-
даже или описанных в радиолюби-
тельской литературе автоматичес-
ких зарядных устройств прекращают
зарядку батареи либо по истечении
определенного времени (10.
.. 12 ч),
либо по достижении на клеммах ба-
тареи определенного (порогового)
значения напряжения.
Первые предназначены в основ-
ном для проведения полного цикла
зарядки батареи от нулевой степе-
ни заряженности. Что касается вто-
рых, то известно, что величина по-
рогового напряжения зависит от це-
лого ряда факторов: срока службы
батареи, величины зарядного тока,
плотности электролита, его темпе-
ратуры.
Например, при неизменном за-
рядном токе, одной и той же величине
напряжения на клеммах аккумуля-
торной батареи будет соответство-
вать 50% ее заряженности при тем-
пературе электролита -10°С и 95%
заряженности при температуре
электролита +30°С.
С целью исключения несрабатыва-
ния устройства автоматического от-
ключения, устанавливается заведо-
мо заниженная величина порогово-
го напряжения (как правило, в пре-
делах 14,3.
..14,5 В). Однако даже при
зарядном токе, численно равном 0,05
емкости батареи, напряжение на ее
клеммах при полном заряде может
достигать величины 15,9.
..16,2 В. В
результате аккумуляторная батарея
остается недозаряженной в течение
всего времени эксплуатации, что
приводит к необратимой сульфата-
ции электродов и сокращению ее
срока службы.
Существуют другие, более на-
дежные признаки получения АКБ
полного заряда. Это прекращение
(при постоянстве величины зарядно-
го тока) роста напряжения на клем-
мах батареи, а также прекращение
увеличения плотности электролита.
Практика показывает, что с до-
статочной точностью можно ограни-
читься одним из этих признаков, на-
пример, контролем за ростом на-
пряжения на батарее, и при его пре-
кращении и постоянстве величины
напряжения в течение не менее
двух часов выключать зарядное ус-
тройство.
26
У Радиолюбитель - 0 5 /2 0 0 8
предыдущая страница 26 Радиолюбитель 2008-05 читать онлайн следующая страница 28 Радиолюбитель 2008-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст