------------
-
--------G
ГОРИЗОНТЫ ТЕХНИКИ
5
--------
---
----------
А м е р и к а н с к а я к о н с о л ь п о - е в р о п е й с к и
Сергей Давидчик
г. Рига
Посвящается Сергею Калейникову,
Hi-End-щику “в законе!', который
“за рюмкой чат!’ сказал: “Да-а-а
...
Американцы в звуке понима-а-а-ют.
.
В
30-е годы 20-го века, когда про-
гресс в области радио двигался
“семимильными шагами” и, практичес-
ки за 3-5 лет, шагнул от сложных в уп-
равлении, но, в общем, примитивных
аппаратов прямого усиления к супер-
гетеродинным схемам, сразу выдвинув-
шим радио на другой, более высокий,
качественный уровень, перед произво-
дителями встал вопрос: как делать ра-
диовещательные приемники не только
качественными технически, но и при-
влекательными внешне для разных
слоев потребителей.
Огромное влияние на европейских
радиопроизводителей оказывали аме-
риканские фирмы R.C.A. Victor, Zenith,
Scott и другие, что, в общем-то, законо-
мерно, поскольку большинство схемо-
технических новинок “происходило” из
США. Так, схему “аудиона”, регенера-
тора с обратной связью, предложил
американский инженер-изобретатель
Армстронг; он же в 1918-м году пред-
ложил и супергетеродинную схему, ко-
торая стала широко внедряться в Ев-
ропе только в середине 30-х, после
окончания действия патента.
Американцы, не в последнюю оче-
редь, уделяли особое внимание акус-
тическим параметрам радиоприемни-
ков, и в первую очередь, конечно, в до-
рогих моделях, результатом чего яви-
лось появление консольных радиопри-
емников и радиол, в которых акустичес-
кий агрегат, “колонка”, был выделен в
отдельный отсек и содержал в себе,
зачастую, 2 или больше излучателя
(громкоговорителя) с различными ха-
рактеристиками.
В 1935-м году в латвийском жур-
нале “Radioabonents” была опублико-
вана статья об американской радио-
промышленности, лейтмотивом кото-
рой было (касаясь количества ламп в
радиоприемниках) стремление амери-
канцев к рекордам и уверенность в том,
что идеальный радиоприем и качество
звучания непременно достигаются
лишь количеством ламп в аппарате. Так
же отмечено, что “мы (европейцы) зна-
ем, что приемник с 4-5 лампами может
звучать не хуже, чем 10 и более лампо-
вый”. Отдельно выделены 5 основных
критериев, по которым американцы вы-
бирают радиоприемники:
1 - идеальное качество приема;
2 - идеальное качество воспроизве-
дения звука;
3 - прием на КВ без помех;
4 - максимально информативная
шкала;
5 - возможность дистанционного
управления.
В Европе “законодателем мод” в
области радио были, как может пока-
заться странным, большей частью не
немецкие фирмы, а австрийские и
голландский концерн “Philips”, кото-
рый имел отделения практически во
всех Европейских странах и множе-
ство “бумажных фирм”, дабы обойти
законы о конкуренции. Но они “шли
своим путем”, и среди их продукции
аппаратов, которые можно было бы
поставить в один ряд с “американца-
ми”, не было. Выпускались “музыкаль-
ные шкафы” с автоматами для смены
пластинок, но, электрически, эти
аппараты ничего особенного из
себя не представляли, зачастую в
них применялось шасси от прием-
ника “бюджетно-
го” класса, иног-
да даже и прямо-
го усиления.
Вообще в Ев-
ропе приблизи-
тельно до 1934-
35-го годов сло-
восочетание “ра-
диомузыка” было
чуть ли не руга-
тельным, посколь-
ку эталоном каче-
ственного звуко-
воспроизведения
были граммофон
и, позднее, пате-
фон. Основное
внимание уделя-
лось, собственно,
радиоприемной части - УВЧ, преоб-
разователь, УПЧ, детектор. На УНЧ
обращалось мало внимания.
Примерно в эти годы, 1934-35-й, из
Североамериканских Соединенных
Штатов, где оно появилось несколь-
ко раньше, в Европу пришло понятие
Hi-Fi (High Fidelity),
означающее, в дос-
ловном переводе,
высокая передача
(звука),
подразумевающее собой мак-
симальную естественность звукопере-
дачи, по сравнению с граммофонными
пластинками (см. 2-й критерий, по ко-
торому американцы оценивали и выби-
рали аппаратуру). Примерно в те же
годы в Европе стали применяться, прак-
тически 100%-но, электродинамичес-
кие громкоговорители вместо электро-
магнитных и рупорных, что перенесло
акустические показатели радиоприем-
ников на новую качественную ступень.
Появление консольных аппаратов,
сначала в Америке, затем, гораздо, по
тогдашним меркам, позднее в Европе,
было продиктовано как раз таки же-
ланием получить максимально каче-
ственный звук, реализовать который
без применения отдельного акустичес-
кого агрегата (“колонки”) было, да и
сейчас остается, нереально. Аппарат
консольного типа как раз и представ-
лял собой такой агрегат: наверху радио-
приемная часть, внизу, чаще акустичес-
ки изолированная от верхней, собствен-
но акустическая.
Populane VEF radio aparati. Polierfiaana pseFotota .
.Sparkol“ laka.
Картинка из книги “Gramata par krasam” (“Книга о красках”).
В центре - первая УЕРовская консоль 7MD
в окружении аппаратов сезона 35-го года.
Подпись под снимком: “Популярные радиоаппараты VEF.
При отделке корпуса применен лак “Sparkol”.
Радиолюбитель - 0 5 /2 0 0 8
5
предыдущая страница 5 Радиолюбитель 2008-05 читать онлайн следующая страница 7 Радиолюбитель 2008-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст