| Термин ЭМОС - Электромеханическая Обратная Связь - появился
на страницах журнала “Радио” в 1970 году, и интерес к этой теме
Александр Ракитский
периодически то всплывает, то опускается. Решил внести свою лепту
г. Ижевск I в эту тему и я.
Опыт реализации ЭМОС по смещению
------------------------
В
АУДИОТЕХНИКА
II
--------
------------------------
Изучая статьи о ЭМОС [1-6, 9,
10, 12], патенты [15, 16] и сайты
[14], я не мог отделаться от мысли,
что в требованиях к ЭМОС, в кон-
струкциях, ее реализующих, чего-
то не хватает, а именно - для улуч-
шения каких показателей и пара-
метров звучания нужна ЭМОС, по-
чему именно она позволяет решить
эти проблемы.
Слава Богу, что в технической
библиотеке родного завода зале-
жались некоторые фолианты [7, 8,
13, 17, 21], изучение которых и
дало направление поисков новой
реализации ЭМОС.
Итак, какие параметры ставят-
ся во главу качественного звуча-
ния? Сразу посыпятся ответы - ес-
тественность, прозрачность, под-
линность и т.д. и т.п. Но как “тести-
рованы” эти показатели, объектив-
ны ли они? Точка зрения автора
статьи - во главу угла необходимо
положить динамические свойства
слуха человека - потребителя
аудиопродукции.
В [17] дано понятие постоянных
времени слуха, правильнее говоря,
граничных временных интервалах,
определяющих переход от одних за-
кономерностей слухового восприя-
тия к другим. Так, приведены три
временных параметра, составляю-
щих около 200, 20 и 2 мс, в зависи-
мости от того, идет ли речь об ин-
тегрировании, о различении двух
сигналов или о маскировке. Есте-
ственно, эти параметры определены
процессами обработки информа-
ции в нервной системе. Но наибо-
лее коротким интервалом является
длительность процесса установле-
ния различий в огибающей процес-
са установления колебаний, вели-
чина которого начинается с 0,25 мс.
Это чрезвычайно малое время,
необходимое для восприятия ухом
появившегося звука, объясняет, по-
чему процессы установления играют
решающую роль в распознавании
музыкальных инструментов и речи.
Если, например, в звучании взятой
на фортепиано ноты исключить
процесс установления тона и по-
слушать установившийся звук и
его постепенное замирание, то при
этом нельзя будет идентифициро-
вать звучание фортепиано. Анало-
гичный эксперимент можно проде-
лать почти со всеми инструмента-
ми. Только по спектру установив-
шегося звучания их не узнать. Для
примера, послушайте концовку
композиции Beatles “Day in the Life”,
когда одновременно ударяют по
сотням клавиш десятков фортепи-
ано и долго-долго длится затухаю-
щий звук.
Поэтому в каналах звукоусиле-
ния не должно быть элементов,
влияющих на процесс установле-
ния сигналов, все промежуточные
электрические и акустические
инерционные устройства не долж-
ны изменять характера временных
процессов, протекающих за 0,25 мс
или за большее время. Обычные
электродинамические громкогово-
рители не отвечают этому требова-
нию. Поэтому для высококаче-
ственного воспроизведения чаще
пользуются головными телефона-
ми, обеспечивающих более чистое
и естественное (штамп, никуда не
деться) звучание.
Для справки:
короткие времена
установления - от 2 до 40 мс - име-
ют начальные и конечные звуки
речи, около 20 мс имеют медные
духовые инструменты, смычковые
инструменты (при использовании
смычка) имеют время установления
до 100.
..150 мс.
Современные усили-
тели низкой частоты
~ ’*
1
имеют уровень нелиней-
ных искажений ниже
0,001%, полосу пропус-
кания - от долей Гц до
МГц, скорость нарастания сигнала
>1000 В/мксек, масштабную пере-
дачу формы сигнала и, практичес-
ки, являются идеальными устрой-
ствами.
. А вот у электродинамического
громкоговорителя (основного вида
электроакустического преобразо-
вателя) искажений - хоть отбавляй
[8]. Причины: а) несовершенство
подвеса диффузора и центрирую-
щей шайбы; б) неравномерность
постоянного магнитного поля в ра-
бочем зазоре и ряд других. Нели-
нейные искажения достигают 10%
и более для простейшего гармони-
ческого сигнала при его установив-
шемся значении. Что же говорить
об искажениях при воспроизведе-
нии динамических сигналов, на-
пример тональных импульсов (что
будет показано позже), связанных
с процессом установления тока му-
зыкальных инструментов?
Наиболее используемым для
улучшения работы громкоговори-
теля является охват обратной от-
рицательной связью громкоговори-
теля и усилителя низкой частоты
путем снятия сигнала о том или
ином параметре движения подвиж-
ной части диффузора громкогово-
рителя, его обработке и суммиро-
вания (с соответствующими фазо-
выми характеристиками) с сигна-
лом, который поступает на вход
усилителя мощности.
На
р и с . 1
показана общая схе-
ма построения ЭМОС, где:
1 - входной усилитель (предва-
рительный усилитель);
2 - сумматор (вычитатель) сиг-
нала с выхода предварительного
О Радиолюбитель - 0 6 /2 0 0 8
предыдущая страница 8 Радиолюбитель 2008-06 читать онлайн следующая страница 10 Радиолюбитель 2008-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст