АВТОМАТИКА
О писание схемы
Схема электрическая принципи-
альная устройства приведена на
рис. 1. Напряжение с регулятора
оборотов электродвигателя R3 через
ограничительный резистор R6 посту-
пает на затвор мощного полевого
транзистора VT1. Питание регуля-
тора оборотов выполнено от ана-
логового стабилизатора DA1, че-
рез токоограничительный резистор
R2. Для устранения помех, возмож-
ных от поворота ползунка резисто-
ра R3, в схему введен конденсатор
фильтра С1.
Светодиод HL1 указывает на
включенное состояние схемы регуля-
тора подачи сварочной проволоки.
Резистором R3 устанавливает-
ся скорость подачи сварочной про-
волоки в место дуговой сварки.
Подстроечный резистор R5 по-
зволяет выбрать оптимальный ва-
риант регулирования оборотов
вращения двигателя в зависимос-
ти от его модификации мощности
и напряжения источника питания.
Диод VD1 в цепи стабилизато-
ра напряжения DA1 защищает мик-
росхему от пробоя при неверной
полярности питающего напряже-
ния.
Полевой транзистор VT1 осна-
щен цепями защиты: в цепи исто-
ка установлен резистор R9, паде-
ние напряжения на котором ис-
пользуется для управления напря-
жением на затворе транзистора, с
помощью компаратора DA2. При
критическом токе в цепи истока
напряжение через подстроечный
резистор R8 поступает на управля-
ющий электрод 1 компаратора
DA2, цепь анод-катод микросхемы
открывается и снижает напряже-
ние на затворе транзистора VT1,
обороты электродвигателя М1 ав-
томатически снизятся.
Для устранения срабатывания
защиты от импульсных токов, воз-
никающих при искрении щеток
электродвигателя, в схему введен
конденсатор С2.
К стоковой цепи транзистора
\/Т1 подключен электродвигатель
подачи проволоки с цепями сниже-
ния искрения коллектора СЗ, С4,
С5. Цепь, состоящая из диода
У02
с нагрузочным резистором И7, ус-
траняет импульсы обратного тока
электродвигателя.
Двухцветный светодиод Н1_2 по-
зволяет контролировать состояние
электродвигателя: при зеленом
свечении - вращение, при красном
свечении - торможение.
Схема торможения выполнена
на электромагнитном реле К1. Ем-
кость конденсатора фильтра С6
выбрана небольшой величины -
только для снижения вибраций яко-
ря реле К1, большая величина бу-
дет создавать инерционность при
торможении электродвигателя. Ре-
зистор И9 ограничивает ток через
обмотку реле при повышенйом на-
пряжении источника питания.
Принцип действия сил торможе-
ния, без применения реверса вра-
щения, заключается в нагрузке об-
ратного тока электродвигателя при
вращении по инерции, при отключе-
нии напряжения питания, на посто-
янный резистор Р11. Режим рекупе-
рации - передачи энергии обратно в
сеть позволяет в короткое время ос-
тановить мотор. При полной останов-
ке скорость и обратный ток устано-
вятся в ноль, это происходит почти
мгновенно и зависит от значения ре-
зистора И11 и конденсатора С5. Вто-
рое назначение конденсатора С5 -
устранение подгорания контактов
К1.1 реле К1. После подачи сете-
вого напряжения на схему управ-
ления регулятора, реле К1 замкнет
цепь К1.1 питания электродвигате-
ля, протяжка сварочной проволоки
возобновится.
Источник питания состоит из се-
тевого трансформатора Т1 напря-
жением 12.
..15 В и ток 8.
..12 А, ди-
одный мост \/й4 выбран на двух-
кратный ток. При наличии на сва-
рочном трансформаторе полуавто-
мата вторичной обмотки соответ-
ствующего напряжения, питание
выполняется от нее.
Д етали
Схема регулятора подачи про-
волоки выполнена на печатной
плате из одностороннего стекло-
текстолита размером 136*40 мм
(рис. 2), кроме трансформатора и
мотора все детали установлены с
рекомендациями по возможной за-
мене. Полевой транзистор установ-
лен
на
радиатор
размерами
100*50*20 мм.
Полевой транзистор аналог
1РРР250 с током 20.
..30 А и напря-
жением выше 200 В. Резисторы
типа МЯТ 0,125; резисторы И9,
Я11, И12 - проволочные. Резисто-
ры ИЗ, И5 установить типа СП-ЗБ.
Тип реле К1 указан на схеме или
№711.3747-02 на ток 70 А и напря-
жение 12 В, габариты у них одина-
ковые и применяются в автомоби-
лях “ВАЗ”.
Компаратор ОА2, при снижении
стабилизации оборотов и защиты
транзистора, из схемы можно уда-
лить или заменить на стабилитрон
КС156А. Диодный мост \/йЗ мож-
но собрать на российских диодах
типа Д243-246, без радиаторов.
Рис. 2
Р а д и о л ю б и т е л ь - 0 7 / 2 0 0 8 Ц
предыдущая страница 15 Радиолюбитель 2008-07 читать онлайн следующая страница 17 Радиолюбитель 2008-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст