На схеме
(р и с . 3)
показан при-
мер управления выходным каска-
дом преобразователя на оптопаре
U1 с транзисторным ключом типа
РС817 SHARP, который светодио-
дом подключен в коллекторную
цепь транзистора VT2 задающего
генератора, коллектор транзистора
оптопары U1 подключен к плюсу ис-
точника питания, а его эмиттер под-
ключен к базе первого транзисто-
ра VT3 усилительного каскада.
Принцип работы схемы
(р и с. 3)
аналогичен схеме, приведенной на
р и с . 1.
Контрольный светодиод в
данной схеме может быть установ-
лен в коллекторной цепи последо-
вательно со светодиодом оптопа-
ры или подключен к эмиттеру тран-
зистора VT2 и к минусу через то-
коограничивающий резистор, при-
чем светодиод оптопары U1 может
устанавливаться в цепь эмиттера
транзистора VT2.
Приведенные схемы могут ра-
ботать и с другими нагрузками, к
примеру, регулировать обороты
двигателя постоянного тока, а на
р и с. 4
показан пример коммутации
лампы накаливания в пределах до
100 Вт (возможно производить
плавную регулировку накала лам-
пы). Для теплоотвода выходной
транзистор устанавливается на
радиатор в соответствии выбран-
ной мощностью нагрузки.
В схеме
(р и с. 4)
конденсаторы
С1 и С2 подобраны для коммута-
ции лампы накаливания малой ча-
стотой (сравнимо с аварийным
включением сигнальных ламп на
автомобиле), при этом частота под-
бирается построечным резистором
R5, который далее может быть за-
менен на постоянный резистор.
Для плавной регулировки накала
лампы или оборотов двигателя по-
стоянного тока необходимо конден-
саторы С1 и СЗ заменить на не-
большую емкость; в некоторых слу-
чаях конденсаторы могут не уста-
навливаться, чем достигается мак-
симальная частота переключения
лампы накаливания. Регулировку
производят регулятором переменно-
го резистора R5 с мощностью рас-
сеивания не менее 3 Вт или вводят
АВТОМАТИКА
і
+ 12 В
Рис. 3.
Схема управления выходным каскадом преобразователя
на транзисторе оптопары
+
12В
вместо резистора ключ управляе-
мого транзистора, которым изме-
няют скважность импульсов откры-
того состояния выходного ключа
транзистора.
Принцип работы тиристорно-
транзисторного ключа, наладка и
способ определения тока удержи-
вания подробно описаны в матери-
але [2].
^
Л и т е р а т у р а
1. А. Алексеев, В. Алексеев. Генераторные устройства на тиристорно-
транзисторном ключе. - Радиолюбитель, №6, 2008, с. 16-17.
2. А. Алексеев, В. Алексеев. Электронное реле на тиристорно-транзис-
торном ключе. - Радиолюбитель, №4/2008, с. 19.
..21; №5/2008, с. 22.
..23.
3. В.Е. Ютт. Электрооборудование автомобилей. - М., “Транспорт”, 1989 г.
4. Ю.Л. Тимофеев, Г.Л. Тимофеев, Н.М. Ильин. Электрооборудование
автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей. - М., “Транс-
порт”, 2000 г.
Р а д и о л ю б и т е л ь - 0 7 / 2 0 0 8 [)
23
предыдущая страница 23 Радиолюбитель 2008-07 читать онлайн следующая страница 25 Радиолюбитель 2008-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст