fl
РАДИОПРИЕМ
fl
До середины 70-ых годов “Голос Америки” являлся офи-
циальной правительственной радиостанцией и по этой при-
чине был вынужден действовать с учетом существующих
норм и правил отношений между суверенными государства-
ми. Откровенно грубое вмешательство во внутренние дела
других стран было ему противопоказано.
Однако в результате проведенной реорганизации “Го-
лос Америки" с формально-правовой точки зрения перестал
быть правительственным учреждением и получил возмож-
ность более независимой деятельности. После этого наи-
более резкие по тону пропагандистские передачи стали со-
провождаться словами диктора, что изложенные мнения и
оценки не являются официальной точкой зрения правитель-
ства Соединенных Штатов.
Интересно (и не все об этом знают), что по американс-
ким законам радиостанции запрещается осуществлять ве-
щание непосредственно для американских граждан. Целью
этого является попытка оградить граждан США от пропа-
гандистских заявлений своего собственного Правительства.
Программы “Голоса Америки” на русском языке подвер-
гались в Советском Союзе наиболее активному глушению
по сравнению с глушением всех других радиостанций (вы-
борочному: февраль 1948 - июнь 1963 года и непрерывно-
му: август 1968 - сентябрь 1973, август 1980 - май 1987 года).
Кстати, кампания по борьбе с передачами этой радио-
станции началась с запозданием - власти не сразу “раску-
сили” их пропагандистский характер. 10 апреля 1947 года в
центральном органе Отдела пропаганды и агитации ЦК
ВКП(б) газете “Культура и жизнь” появилась обширная ста-
тья Ильи Оренбурга “Фальшивый голос”. Вскоре статьи по-
добного содержания появились и в других советских изда-
ниях. Этот момент и является началом борьбы с вещанием
радиостанции и с теми, кто ее слушал.
В ответ на глушение и контрпропаганду станция резко
увеличивает свое присутствие в эфире. Например, в 1955
году “Голос Америки” довел объем вещания на русском язы-
ке до 18,5 часов в сутки (самый большой объем за всю исто-
рию русскоязычных передач). Программы из Нью-Йорка рет-
ранслировались в Европе и Азии на коротких, средних и длин-
ных волнах на максимально возможном количестве частот.
Одновременно использовалось сразу 52 частоты толь-
ко в трех случаях - при объявлении “Голосом” в ноябре 1961
года о проведенном в Советском Союзе испытании водо-
родной бомбы, в сентябре 1973 года - при проведении “бло-
кады Кубы” и последний раз в 1983 году, когда советски-
ми средствами ПВО был сбит южнокорёйский лайнер.
Вещать одновременно на таком огромном количестве час-
тот даже для супердержавы являлось весьма затратным удо-
вольствием.
В середине 80-х годов согласно данным независимых
исследований, “Голос Америки” на русском языке ежене-
дельно собирал в СССР аудиторию в 30 миллионов слуша-
телей. Вторая по популярности за “железным занавесом”
западная станция на русском языке - “Би-Би-Си” имела ауди-
торию почти вдвое меньше.
Кстати, радиостанция “Голос Америки” всегда представ-
ляла собой и представляет сейчас не независимый веща-
тельный орган, а лишь подразделение правительственной
организации, выполняющее поставленные перед ним за-
дачи, соответствующие уставу и целям головной организа-
ции. За всю историю существования радиостанции она
много раз меняла своего управляющего и, следовательно,
цели и методы воздействия на общественное мнение. В
наше время радиостанция “Голоса Америки” является час-
тью Информационного Агентства Соединенных Штатов
(USIA).
В 1994 году
“Указ о Между-
народном ра-
д и о ве щ а н и и ”
(Граж данский
Закон 103-236)
собрал все нево-
енные, государ-
ственные и меж-
д у н а р о д н ы е
службы веща-
ния Соединен-
ных Штатов под
управление “Правительственного совета по радиовещанию”
(“BBG”) и создал “Международное бюро радиовещания”
(“IBB”).
“International Broadcasting Bureau” (“Международное бюро
радиовещания”) объединяет “Голос Америки”, “Радио Мар-
ти” и “Марти ТВ” (вещание на Кубу), а так же службы, обес-
печивающие техническую сторону вещания.
Помимо этого, сюда же входят две некоммерческие фи-
нансируемые грантами организации - радио “Свободная
ЕвропаТРадио Свобода" и радио “Свободная Азия”. Они
работают под надзором “Правительственного совета по ра-
диовещанию”. Совет обеспечивает годовые гранты, специ-
ально выделяемые Конгрессом для поддержки этих радио-
станций.
В последние годы добавились радиостанции “Radio Free
Iraq" (для слушателей в Ираке с октября 1998 года), “Radio
Farda” (для слушателей в Иране с декабря 2002 года), “Radio
Free Afghanistan” (для слушателей в Афганистане с января
2001 года), “Radio Sawa" (специальные программы для мо-
лодежи Ближнего Востока с марта 2002 года) и некоторые
другие.
Однако продолжим знакомство с историей радиостан-
ции “Голос Америки”. В 1954 году станция переезжает из
Нью-Йорка в Вашингтон.
А с 1 декабря 1959 года начинаются передачи на упро-
щённом английском языке (Special English).
Но вот наступили 90-е годы прошлого века: вещание на
русском языке постепенно сокращается и к 2000 году оста-
ется на коротких волнах всего 3 часа в сутки. В 2002 - 2004
годах (после прихода к власти новых, демократических
партий и движений) “Голос Америки” прекратил вещание
на 11 языках Центральной и Восточной Европы. В этом году
в начале года станция вела свои передачи на 38 языках
мира, включая английский.
Вот так кратко выглядит путь возникновения и станов-
ления радиостанции “Голос Америки" и в частности, ее рус-
ской службы.
Р ад и о л ю б и тел ь - 0 8 / 2 0 0 8 (J
43
предыдущая страница 43 Радиолюбитель 2008-08 читать онлайн следующая страница 45 Радиолюбитель 2008-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст