и
РЛ ТЕХНОЛОГИИ
о-
При полном открывании крыш-
ка 1 своим задним торцом упира-
ется в срезанные под тупым углом
боковые стенки дна 2 и фиксиру-
ется
“погружением”
поднятой
фальш-панели 8 под нижний край
“кармана” 9 (рис. 2г). Так исключа-
ется самопроизвольное падение
крышки 1.
Панели 7, 8 изготавливаются из
покрытого шпоном картона (задние
стенки старых шкафов, ради акус-
тики) толщиной 5 мм; “карман” 9 -
из покровного гетинакса толщиной
2 мм (на рис. 1а они обозначены
условно линиями с цифрами - их
шириной в мм); наличники 15 - из
ламинированной фанеры (пласти-
ка) “под дерево” толщиной 5 мм;
возвратные “пружины” 14 клавиш
- из самого мягкого поролона; упор
16 для нот - из инкрустации теле-
визора.
Примерное расположение блоков
в корпусе изображено на рис. 1а,
рис. 2а, г. Плата 13 с контактами
81.
..824, 801.
..8027 (со старых
реле, лучше РЭС-22) резисторами
Я1 .
..ЯМ располагается непосред-
ственно под клавишами клавиату-
ры между “пружинами” 14, прикле-
енными к дну 2. На рис. 2а крыш-
ка 1, панели 7 и 8 условно сняты.
Генераторы тока
и час-
тотного вибратора Р01 (рис. 3) по-
мещены в корпуса фильтров (ЗФ1;
ЗФ7; 1312.
.±315, 1318; 1317,1316
от различных старых телевизоров
и радиоприемников, конструктивно
(рис. 26) друг от друга отличаются
только отверстиями круглыми или
овальными, которые обеспечат до-
ступ к шлицам потенциметров N139,
рис. 3), закрепляемых одним об-
щим ремнем 17 (из старого пояса)
с прижимающими накладками (рис.
2а). Между концами корпусов филь-
тров проложены фибровые (картон-
ные) прокладки 18, толщиной 1 мм
для “сглаживания” конусности и ис-
ключения вибрации (дребезга).
' Каждый генератор собран на
стеклотекстолитовой плате 21
(рис. 2в) толщиной 1.
.. 1,5 мм (мож-
но использовать вырезки из старых
макетных плат на микросхемах),
применяя в качестве “печатного”
разъема напаиваемые штыри 22
(шаг 2,5 мм для соответствия гнез-
дам ТВ разъемов с шагом 2,5 или
5 мм), штатные (от старых плат)
или вырезанные из заводской “вы-
сечки” (остатков от пластин при
штамповке штырей разъемов).
Выщерб в плате 22 предназна-
чен для направляющего штыря от-
ветного гнездового разъема (от те-
левизоров 2.
..6-ого поколений).
“Кубики” 12, источник питания,
УЗЧ, плата 13 с контактами с ре-
зисторами клавиатуры крепятся к
дну 2; только динамические звуко-
вые головки 11 и панели 7, 8 - к
доске 3; “карман” 9 - к крышке 1
(изнутри) стойками. Доской 3 слу-
жит наличник (звуковая панель)
тумбы старого телевизора “Гори-
зонт-107” (только теперь как зад-
няя стенка).
Подобно (если клавиатура раз-
делена на два мануала, каждый из
которых имеет самостоятельные
УЗЧ и разнесенные звуковые го-
ловки - “стереофония”), но с дру-
гими, несколько большими разме-.
рами многоканальной ЭМИ может
размещаться в распиленных час-
тях одной такой тумбы.
В такие корпуса (длина 712 мм)
“влазит” “пианинной” клавиатуры 41/4
октав (у пианино - 71/2 октав), а
клавиатуры [4] - 6 октав. Причем
крайние белые клавиши урезают-
ся по ширине на 2 (1 мм для [4]),
остается еще достаточно места для
мизинцев.
Если решено изготовить носи-
мый вариант многоголосного ЭМИ
[4], то лучше всего применить са-
мую тонкую (3 мм толщиной, ши-
рина белой “клавиши” - 15 мм,
пальцу не нужна щель) “рисован-
ную” клавиатуру с контактами (6],
накрытыми разлинованной “под
клавиши” бумагой и прозрачной
полиэтиленовой (0,5 мм толщиной,
“парниковой”) пленкой с наклеен-
ными (или можно зачерненными на
бумаге) выступающими “диезами”
и “бимолями” из черного пластика.
“Клавиши” на полиэтилене рельеф-
но разграничиваются плавлением
под линейку “пазов” полушаровой
(диаметром 0,8 мм) насадкой на
жало нагретого паяльника, обернутое
фторопластовой пленкой толщиной
0,3 мм (не спешите, не переусерд-
ствуйте с нажимом, возможны
дыры в полиэтиленовой и фтороп-
ластовой пленках) на ровной по-
верхности стола с наложенными и
зафиксированными уже разлино-
ванной бумагой и полиэтиленовой
пленкой.
Кстати, такая “клавиатура мо-
жет оказаться самой реальной и
для макси-ЭМИ, если изготовление
контактов налажено, так как дли-
на такой “пианинной” клавиатуры
укладывается в 15х7х71/г=795 мм и
ничто не мешает расположить ее,
как у органа, в два и более рядов
(для “микро-органа” 15x7x10=1050 мм,
деленное на 2 - 525 мм; на 3 - 350 мм
(ширина самой узкой груди, что не
“гусли-перегуды” [4])).
Аналоговый многоголосный
ЭМИ предполагает столько генера-
торов тона (или делителей часто-
ты), их включателей (клавиш),
сколько голосов. Музыкальные го-
лоса вовсе не чисто синусоидаль-
ные сигналы [7]. Меандр (резуль-
тат цифрового деления частоты на
два) тоже далек от музыкального
совершенства. Предпочтительнее:
если синусоида, то с отсечкой
©=30.
..45°; если прямоугольные им-
пульсы, то с отношением длитель-
ности импульсов т к их периоду Т:
т/Т=1/8 и менее, но немного; если
пилообразных (экспоненциальных),
то с отношением длительности
фронта 1ф
к длительности спада
1
сп:
171 =1/8 или менее, но не намного.
Литература
1. X. Коппел. Простой электромузы-
кальный инструмент. - Радио, 1973, №4,
с. 31.
2. В. Луговец. Малогабаритный
электромузыкальный инструмент “Фа-
эми”. - Радио, 1973, №9, с. 27.
3. Г. Шилов. Простая гамма. Устрой-
ство музыкальной шкалы. Гос. Изд.
Физ-мат литературы. - М:. 1963 г.
4. Н. Ивашин. Клавиатура ЭМИ. -
Радиолюбитель, 2006, №5, с. 18.
5. Многоголосный ЭМИ. - Радио,
1980, №7, с. 58.
6. И. Прокофьев. Изготовление кла-
виатуры. - Радио, 1990, №10, с. 76.
[Щ"
Окончание в N99/2008
Р ад и о л ю б и тел ь - 0 8 / 2 0 0 8 У
59
предыдущая страница 59 Радиолюбитель 2008-08 читать онлайн следующая страница 61 Радиолюбитель 2008-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст