РЛ ІЬХНОЛОІИИ
и
її
Как мы видим, настоящая сис-
тема типа “умный дом” обнаружи-
вает явные признаки интеллекта,
обладая способностью выстраи-
вать логические взаимосвязи и
анализировать несложные ситуа-
ции. Тип, состав и количество от-
дельных компонентов, входящих в
систему, в данном случае отходит
на второй план: как говорится,
главное - умение пользоваться
имеющимися ресурсами. И так как
полностью отдавать на откуп тех-
нике безопасность жилища - не-
которая утопия, то обязательным
представляется сохранить воз-
можность вмешательства вла-
дельца в работу системы в любой момент.
Разумеется, данная ниша на рынке готовых изделий
также присутствует; но каждому радиолюбителю извес-
тно, как трудно (а иногда и вовсе невозможно) добиться
от сконструированного чужими руками устройства вы-
полнения тех функций, которые нужны конкретному хо-
зяину. К тому же стоимость даже весьма примитивных
готовых цифровых систем управления вполне сопоста-
вима если не с ценами на городские квартиры, то уж
точно с прайс-листом на очень неплохие автомобили.
При этом стоимость системы на порядки превосходит
себестоимость “железа”, из которого она состоит: поми-
мо затрат на сборку и неизбежных накруток посредни-
ков, львиную долю данной “дельты” составляет как раз
оплата за “мозги”, потраченные разработчиками. И кото-
рые не всегда оказываются полезны. Поэтому в данном
случае существует прямая целесообразность собствен-
ной разработки, к которой и хотелось бы приступить.
“Экскурс в архитектуру”
В первую очередь необходимо определиться с при-
мерной “архитектурной концепцией” системы. Так как
одно из преимуществ “умного дома” заключается в его
гибкости, на данном этапе имеет смысл ограничиться
выбором неких стандартов, позволяющих безболез-
ненно менять конфигурацию системы в дальнейшем.
Типовая система управления содержит следующие
элементы
(р и с . 1 ):
- управляющее (командное) устройство - любой
узел, способный выдавать команды на исполнитель-
ные устройства;
Управляющее
устройство
Индикация
Исполнительное
устройство
О
О
о
ИНФОРМАЦИОННАЯ ШИНА
Р и с . 1 ^ ]
- исполнительное устройство -
узел, непосредственно осуществ-
ляющий включение, выключение
или изменение каких-либо свойств
управляемой аппаратуры;
- устройство индикации (интер-
фейс пользователя) - присутству-
ющее исключительно для придания
системе элемента наглядности;
- информационная шина - “про-
странство общения” всех компо-
нентов системы.
Современные технологии пре-
доставляют множество возможно-
стей для реализации каждого из
показанных на
р и с . 1
компонентов.
Кроме этого, реальные устройства
могут совмещать в себе сразу несколько системных
функций: например, управляющее устройство, выпол-
ненное в виде традиционного выключателя, может так-
же содержать в себе исполнительное реле и индика-
тор состояния.
Р и с . 1
подсказывает нам, что на предварительном
этапе проектирования системы достаточно опреде-
литься с единственным стандартом - на информаци-
онную шину и формат (но не содержание) ее команд.
Если в дальнейшем каждый из компонентов системы
будет корректно обрабатывать собственный набор
команд, оформленных в стандартном формате, и иг-
норировать незнакомые команды, будет обеспечена
расширяемость системы. Все вновь создаваемые ком-
поненты системы, таким образом, должны будут иметь
стандартизованный шинный интерфейс, а какие-либо
дополнительные ограничения на их “начинку” (тип про-
цессора, структура его команд и т.п.) отсутствуют.
Здесь хотелось бы сделать небольшой обзор суще-
ствующих аппаратных реализаций информационных шин.
1.
Выделенная информационная шина
может быть
реализована, например, на базе спецификации стан-
дарта П8-485 или аналогичной. Может быть совмеще-
на с шиной питания низковольтной части компонен-
тов системы. Оптимальный вариант для системы уп-
равления вновь строящихся (капитально ремонтируе-
мых) зданий и помещений.
Достоинства: простая реализация интерфейса, вы-
сокая электробезопасность, качественное питание низ-
ковольтной части оборудования, помехозащищенность
сигнала, устойчивость при пропадании сетевого напря-
жения (при наличии резервного питания шины).
Недостатки: необходимость прокладки шины к каж-
дому из компонентов системы, уязвимость К КОрОТКОг
му замыканию информационных проводников.
2.
Информационная шина на радиоканале
реализу-
ет дуплексную и полудуплексную передачу цифровой
информации при помощи стандартных модулей при-
емопередатчиков, например, диапазона 433 МГц. Наи-
лучший вариант для объектов с часто меняющимся со-
ставом и расположением управляемого оборудования.
Радиолюбитель - 1
1
/2 0 0 8
предыдущая страница 55 Радиолюбитель 2008-11 читать онлайн следующая страница 57 Радиолюбитель 2008-11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст