2000
25
Mill
БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
дросселей L1.
..L3, надеюсь, позволит
выбрать нужные дроссели (из числа
имеющихся в наличии) для лампы кон-
кретной мощности.
Работает устройство следую щ им
образом. После замыкания контактов
выключателя SA1 контакты стартера
SK1 замыкают цепь питания не только
нитей накала самой лампы EL1, но и
обмотки реле К1. Положительные по-
луволны тока питания нитей лампы
проходят через диод VD1 и обмотку К1
(а заодно и сглаживающий пульсации
тока конденсатор С
1
), а также через
дроссели L1, L2 (а если нужно, то и L3).
О трицательные же полуволны идут
через те же дроссели и диод VD2, ми-
нуя обмотку К1.
Как только стартер SK1 разогреется,
его биметаллические контакты замы-
каются, включается реле К1, замыкая
своими контактами К1.1 дроссель L2.
Поэтому питание нитей накала проис-
ходит повышенным током.
Однако как только контакты стар-
тера SK1 остывают, они размыкают-
ся, разрывая цепь питания не только
нитей, но и обмотки реле К1, из-за
чего контактная группа К1.1 размыка-
ется, подклю чая последовательно
дроссель L2 (и L3). В момент размы-
кания контактов стартера SK1 на об-
мотке дросселя L1 возникает высо-
ковольтный импульс (за счет ЭДС са-
м оиндукции), подж игаю щ ий лам пу
EL1. Если первая попытка “поджига”
оказалась неудачной, устройстве ав-
то м а т и ч е с ки
п о в то р я е т п о пы тки
(обычно не более двух-трех раз) до
тех пор, пока лампа EL1 не загорится.
Зажигание ЛДС приводит к тому, что
теперь лампа стартера SK1 уже не мо-
жет (из-за пониженного до 80.
..100 В на-
пряжения на горящей ЛДС) загореть-
ся, благодаря чему автоматика уже не
влияет на режим горения.
Продолжительность процесса зажи-
гания “холодной” лампы с данным ав-
томатом составляет около 1 с. Экспе-
риментально установлено, что с ним
вполне работоспособны ЛДС не толь-
ко с одной перегоревшей нитью на-
кала, но и с обеими. Правда, тогда
время “поджига” лампы возрастает до
3...5 с. Вышедшие из строя нити ЛДС
замыкают непосредственно на самой
лампе. Для этого достаточно сложить
из фольги полоску шириной 15.
..20 мм
и надеть ее на тот цоколь, где нить на-
кала перегорела. Фольга должна обес-
печивать контактирование не только с
выводами ЛДС, но и с металлом само-
го цоколя.
Вместо стартера SK1 допустим о
применить замыкающ ую (нормально
разомкнутую) кнопку. Тогда выключа-
тель SA1 заменяют второй кнопкой —
разм ы каю щ ей (норм ально зам кн у-
той). Первая кнопка служит в этом
случае для включения ЛДС, а вторая
— для ее выключения. Можно исклю-
чить и реле с конденсатором С1 и
диодом VD2, а диод VD1 заменить
обыкновенной перемычкой. Но в этом
сл уч а е потреб уется зам ы каю щ ая
кнопка с двумя контактными парами.
Причем одна пара должна непремен-
но размы каться несколько раньше,
чем другая. Первая пара должна за-
корачивать лам пу EL1, а другая —
дроссель L2 (и L3). Выключение лам-
пы и в этом варианте производится
размыкающей кнопкой.
Коммутация дросселей L2 и L3 кон-
тактами реле вызывает сильное ис-
крение между ними. Поэтому контак-
ты долж ны обладать повы ш енной
э л е кт р о э р о з и о н н о й
с то й ко с ть ю .
Наилучший вариант — использовать
реле вклю чения звукового сигнала
или другое подобное от автомобилей
ВАЗ, АЗЛК или ЗАЗ (например реле
111.3747, 112.3747, 113.3747 и т.д.).
Обмотка такого реле (ее сопротивле-
ние равно 85 Ом, а напряжение сраба-
тывания реле — не более
8
В) может
иметь маркировку 85 и
8 6
, а замыкаю-
щая группа контактов — 30 и 87.
Диоды VD1, VD2 — Д226Б или се-
рии КД105, конденсатор С1 — типа
ЭТО-2 или другой оксидный, рассчи-
танный на номинальное напряжение не
менее 15 В.
М о щ н о с т ь
л а м п ы ,В т
Б а л л а с т н ы е д р о с с е л и
L1
L 2
L 3
18
1УБ И -20/220
1УБ И -100/220
1У Б И -20/220
1У Б И -20/220
1У Б И -80/220
1У Б И -20/220
1УБ И -20/220
1У Б И -1 00/220
1УБ И -20/220
іУ Б Й '-з о /гго
1У Б И -80/220
1УБ И -20/220
1У Б И -30/220
1 У Б И -100/220
1УБ И -20/220
1У Б И -40/220
1У Б И -80/220
1УБ И -20/220
1У Б И -40/220
1УБ И -100/220
1У Б И -20/220
1УБ И -80/220
1УБ И -80/220
1УБ И -20/220
1У Б И -80/220
1 У Б И -100/220
1УБ И -30/220
1У Б И -40/220
1У Б И -30/220
2 У Б И -20/220
1УБ И -20/220
1У Б И -30/220
1У Б И -20/220
1У Б И -30/220
20
1У Б И -30/220
2У Б И -2 0/22 0
2У Б И -4 0/22 0
1У Б И -30/220
1УБ И -20/220
1УБ И -40/220
1У Б И -30/220
1УБ И -30/220
1У Б И -30/220
1У Б И -30/220
1У Б И -30/220
1У Б И -40/220
1У Б И -30/220
1УБ И -40/220
1У Б И -40/220
2У Б И -2 0/22 0
2У Б И -2 0/22 0
1У Б И -20/220
2У Б И -2 0/22 0
1У Б И -20/220
1У Б И -40/220
1У Б И -40/220
1У Б И -40/220
1УБ И -40/220
1У Б И -20/220
1У Б И -20/220
1УБ И -40/220
1У Б И -20/220
1У Б И -30/220
М о щ н о с т ь
Б а л л а с т н ы е д р о с с е л и
л а м п ы , В т
L1
L 2
L 3
1УБ И -30/220
2У Б И -2 0/22 0
1У Б И -100/220
1У Б И -30/220
1У Б И -30/220
1 У Б И -100/220
1У Б И -30/220
1 У Б И -40/220
1 У Б И -100/220
1У Б И -30/220
1 У Б И -80/220
1УБ И -80/220
1У Б И -30/220
1У Б И -80/220
1УБ И -100/220
1У Б И -30/220
1 У Б И -100/220
1 У Б И -100/220
2 У Б И -20/220
1 У Б И -100/2 20
27
2У Б И -2 0/22 0
1У Б И -20/220
1УБ И -20/220
2У Б И -2 0/22 0
2 У Б И -2 0/22 0
1УБ И -40/220
2У Б И -2 0/22 0
2У Б И -2 0/22 0
1УБ И -80/220
2 У Б И -20/220
2 У Б И -2 0/22 0
1У Б И -100/220
2У Б И -2 0/22 0
1 У Б И -20/220
1УБ И -80/220
2У Б И -2 0/22 0
1У Б И -40/220
1УБ И -40/220
1У Б И -40/220
1У Б И -80/220
1У Б И -40/220
2 У Б И -2 0/22 0
2 У Б И -20/220
1У Б И -40/220
2 У Б И -2 0/22 0
1УБ И -30/220
1У Б И -40/220
1У Б И -1 00 /2 2 0
1УБ И -40/220
2 У Б И -2 0/22 0
1У Б И -100/220
30
1У Б И -40/220
1 У Б И -20/220
1УБ И -80/220
1У Б И -40/220
1У Б И -20/220
1 У Б И -100/220
1 У Б И -40/220
1У Б И -30/220
1УБ И -80/220
1У Б И -40/220
1У Б И -30/220
1УБ И -100/220
1720QQ
Автоматика всегда поможет
предыдущая страница 26 Радиолюбитель 2000-01 читать онлайн следующая страница 28 Радиолюбитель 2000-01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст