Автоматика всегда поможет
БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
IIIH
МАЙ
нения этого недостатка в схему введен
узел задержки включения ограничения
на операционном усилителе 0А2. В
первый момент времени при резком на-
жатии на педаль управления до упора
на двигатель поступает полное питаю-
щее напряжение. Двигатель легко вы-
водится из состояния покоя и при дос-
тижении некоторых минимальных обо-
ротов (этот момент устанавливается
подстроечным сопротивлением 1319)
узел задержки выключается. Дальней-
ший разгон двигателя до номинальных
оборотов происходит за счет напряже-
ния той величины, которая установле-
на резистором 139 схемы ограничения.
Графики напряжений в характерных
точках схемы приведены на рис.З.
НАСТРОЙКА И РЕГУЛИРОВКА
Настройку нужно начинать при от-
ключенном электродвигателе. Вначале
настраивается генератор пилообразно-
го напряжения. Подбором резистора
И22 нужно установить такую форму
“пилы”, чтобы ее нижний край припод-
нимался над нулевым уровнем на 0,2 В
(см. рис.З). Далее при нажатой до упо-
ра педали управления подбором рези-
стора ИЗО устанавливается выходное
напряжение DA4, равное 7 В. Длитель-
ность импульсов на выходе одновибра-
тора DD1.1 подбором резистора R6 ус-
танавливается равной 0,4 мсек. Дли-
тельность импульсов на выходе одно-
вибратора DD1.2 при помощи перемен-
ного резистора R9 должна изменяться
в пределах2.
..6 мсек. На выводе 2 опе-
рационного усилителя DA2 подстроеч-
ным резистором R19 устанавливается
напряжение 0,3.
..0,5 В. Подстроечным
резистором R33 устанавливается чув-
ствительность усилителя сигнала педа-
ли управления. Резистор устанавлива-
ется в такое положение, когда при от-
жатой педали исчезают даже самые ко-
роткие импульсы управления на выво-
де 6 формирователя DA3. Подключает-
ся двигатель. Выходное напряжение
DA1 при максимальных оборотах дви-
гателя подбором резистора R12 уста-
навливается равным 7 В. Подстроеч-
ным резистором R15 устанавливается
глубина обратной связи. В верхнем по
схеме положении движка обратная
связь максимальна. При такой глубине
обратной связи двигатель начинает ра-
ботать рывками. Уменьшая величину
обратной связи, добиваются устойчи-
вой работы двигателя.
Устройство питается от стабилизи-
рованного двухполярного источника с
выходным напряжением ±8 В и потреб-
ляет от источника +8 В ток 100 мА, от
источника -8 В - ток 25 мА. Можно ис-
пользовать любой маломощный стаби-
лизированный источник питания, обла-
дающ ий такими же параметрами.
Мною использована схема источника
питания, предложенная в журнале “Ра-
дио” №9, 1984г., стр.53 с переделкой
под выходные напряжения ±8 В. В уст-
ройстве использованы постоянные ре-
зисторы МЛТ; R15, R33-CnO-0,15, R9-
СП-1 ; конденсаторы С1, С2, С5-МПТ-96,
СЗ, С4, С6-К50-6; транзистор КТ502В
можно заменить на КТ502А (Д, Е),
КТ361Б (В, Г); КТ503В-на КТ503А (Д, Е),
КТ315Б (В. Г); КТ814А-на КТ630А-Д;
вместо микросхемы К564АГ1 можно
использовать ее зарубежный аналог
CD4098B; вместо КР140УД608 можно
использовать
К140УД6,
К140УД7,
КР140УД708; диодный мост КЦ405Б
можно заменить на КЦ402А, КЦ403А-В;
диод КД509А - на КД503А, КД510А,
КД518А.
Конструкция устройства представ-
ляет собой отдельный блок, в котором
расположена вся электронная схема,
кроме оптронных датчиков числа обо-
ротов и положения педали управления.
На передней панели блока устанавли-
ваются: выключатель сети, предохра-
нитель, светодиодный индикатор вклю-
чения (на схеме не показаны), а также
регулятор ограничения максимальных
оборотов R9. Конструкцию датчика ско-
рости вращения двигателя и способ
его установки поясняет рис.4. Отража-
тели на вентилятор можно нанести
белой краской или наклеить полоски
белой бумаги. На рис.5 показан прин-
цип устройства педали управления. В
изготовленном образце устройства
применена с соответствующей пере-
делкой педаль управления от электро-
музыкального цифрового ревербера-
тора “Эско-100”. При изготовлении пе-
дали необходимо принять меры по за-
щите датчика от попадания на него
прямых или отраженных от стенок кон-
струкции солнечных лучей или искус-
ственного освещения. Соединение оп-
тронных датчиков с блоком управления
должно быть выполнено экранирован-
ным проводом. Металлический корпус
педали должен быть соединен через
оплетку с общим проводом схемы.
Литература
1. Кузьмин В. Регулятор для швейной
машины. - Радио, 1990, №3, С.36-37.
2. Операционные усилители. -Р а-
дио, 1990, №10, С.91-94.
3. Шило В.Л. Популярные цифровые
микросхемы. - М.: “Радио и связь”, 1987.
РЛ
5/2001
предыдущая страница 15 Радиолюбитель 2001-05 читать онлайн следующая страница 17 Радиолюбитель 2001-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст