11111
2001
11111
БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
ПРИМОЧКИ” ДЛЯ ГИТАР
в .к о н о в а л о в
а
Первые электромузыкальные ин-
струменты появились в далекие 20-е
годы, когда наблюдался быстрый
рост развития радиотехники. А уже
в 30-е годы звучали электрогитары,
виолончели и другие электромузы-
кальные инструменты. Пятидесятые
годы ознаменовались появлением в
мировом музы кальном искусстве
новых творческих направлений. С
тех пор электрогитара стала самым
популярным инструментом. Первые
опыты по снабжению обычной гита-
ры специальным датчиком (звуко-
сни м а те л е м ) бы стро пе р е ста л и
удовлетворять и музыкантов, и слу-
шателей. Развитие инструмента по-
шло по пути применения специаль-
ных электронных устройств, обога-
щавших звучание гитары, иногда из-
менявших ее звук до неузнаваемос-
ти. Эта новизна и привлекла испол-
нителей “новой” музыки. Тогда и по-
явились первые “примочки", а в сре-
де музыкантов, кроме обычных му-
зыкальных терминов, зазвучали но-
вые слова - бустер, дистошн, фуз и
другие. И даже традиционным музы-
кальным вибрато и трем оло уже
придавалось совершенно новое зна-
чение. Конечно же, радиолюбители
не остались в стороне от нового ве-
яния, и в литературе стали появ-
ляться схемы различных устройств,
изменяющие звучание традицион-
ной гитары. Большинство приставок,
предлагаемых в литературе, пред-
ставляют собой устройства, искажа-
ющие сигнал, поступающий со зву-
коснимателя. Что же происходит со
звуком, обычно издаваемым струной
при прохождении через разнообраз-
ные “ прим очки”? При колебании
струны создаются гармонические ак-
кустические волны с относительно
небольшим содержанием высш их
гармоник. Эти волны затухают через
несколько секунд, и для продолже-
ния звучания гитарист должен опять
воздействовать на струну с целью
извлечения звука. На
рис.1а
приве-
ден граф ик звуковы х колебаний
струны аккустической гитары. Ско-
рость нарастания звука в музыкаль-
ной терминологии называется “ата-
ка”, она зависит от характера музы-
кального произведения и манеры
игры исполнителя. Амплитуда коле-
бания - это громкость звучания стру-
ны. Время затухания колебаний за-
висит от резонансных качеств акку-
стической гитары и называется “спа-
д о м ” . Корпус электрогитары , как
правило, не имеет аккустических ре-
зонансных свойств (за исключением
аккустических и “полуаккустических”
электрогитар), и поэтому затухание
колебаний струн происходит намно-
го быстрее. Кроме того, звучание “го-
лой” электрогитары намного беднее
по окраске, чем аккустической. По-
этому в электрогитарах и использу-
ются разнообразные приставки, по-
зволяющие не только увеличить вре-
мя звучания, но и изменить окраску
звука. В качестве датчика сигнала в
электрогитарах используются элек-
тромагнитные звукосниматели, пре-
образующие механические колеба-
ния струн в электричес-
кий ток. Звукосниматель
представляет собой ка-
туш ку индуктивности, на-
мотанную тонким прово-
дом на м агнитны й сер-
д е ч н и к.
К со ж а л е н и ю ,
конструкция работает как
антенна и кроме основно-
го сигнала в катушке на-
водится большое количе-
ство посторонних шумов,
вызываемых воздействи-
ем электромагнитных по-
лей. Поэтому при отсут-
ствии сигнала или при его
низком уровне на выходе
звукоснимателя всегда присутству-
ют посторонние шумы.
Большинство “примочек”, исполь-
зующихся с электрогитарами, пред-
ставляют собой устройства, искажа-
ющие сигнал, поступающий со звуко-
снимателя. При этом искажение сиг-
нала производится только в “примоч-
ках", дальнейшее его усиление дол-
жно производится высококачествен-
ным линейным усилителем низкой
частоты. Все гитарные “исказители”
делятся на две основные группы: ли-
нейные и нелинейные. Характерным
для линейных усилителей является
то, что они не вносят дополнитель-
ных частот (гармоник) в основной
сигнал. Примером м огут служить
В мире оживших звуков
предыдущая страница 4 Радиолюбитель 2001-05 читать онлайн следующая страница 6 Радиолюбитель 2001-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст