Танцуем от питания
БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
ИЮНЬ
10. Отключение зарядной и разряд-
ной цепи (при исчезновении напряже-
ния сети) и автоматическое продолже-
ние заданного режима (при появлении
напряжения сети).
11. Постоянный визуальный конт-
роль по амперметру тока заряда и раз-
ряда, по вольтметру напряжения акку-
мулятора или другой подключенной
нагрузки.
12. Установку и периодический кон-
троль по вольтметру напряжений за-
ряда, подзаряда - напряжение, до ко-
торого допускается саморазряд акку-
мулятора при хранении, разряда - на-
пряжения, до которого допускается
разряд
аккум улятора
в
режиме
тренировки.
13. Зависимость верхних пределов
изменения напряжения подзаряда от
установленного напряжения заряда, а
напряжения разряда, от установленно-
го напряжения подзаряда.
14. Пропорциональное изменение
напряжений подзаряда и разряда при
изменении напряжения заряда аккуму-
лятора.
15. Индикацию: включение сети -
лампочка “Сеть” (HL1); перегорания
предохранителя 3 А (лампа 3 A-HL2);
перегорания предохранителя 0,2 А
(лампа 0,2 A-HL3); наличие напряже-
ния блока питания 18 В (зеленый све-
тодиод “БП" VD16); режима заряда и
питания внешней нагрузки (зеленый
светодиод “Заряд” VD22); режима раз-
ряда при тренировке аккумулятора (зе-
леный светодиод “Разряд” VD29); ре-
жима тренировки аккумулятора (т. е за-
данное количество циклов “Заряд-раз-
ряд” еще не отработано, зеленый све-
тодиод VD51); неисправность блока
питания (красный светодиод “ИБП” -
VD25); отключения “АЗИТА” при обры-
ве цепи нагрузки, при перезаряде ак-
кумулятора на 2%, при подключении
высокоомной нагрузки с заданным
большим током (красный светодиод
“Авария” VD17); отключение разряд-
ной цепи при тренировке аккумулято-
ра, при падении напряжения на акку-
муляторе ниже заданного, допустимо-
го напряжения разряда (красный све-
тодиод “Переразряд” VD33); непра-
вильной полярностью подключения ак-
кумулятора (красный светодиод “Не-
правильное подключение аккумулято-
ра” VD7).
РАБОТА “АЗИТА” В РЕЖИМЕ ЗА-
РЯДА И ХРАНЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА
Исходное состояние: тумблер
SA17 “Сеть” в положении “выключено”,
тумблер S14 “Разряд” установить в по-
ложение “Выключено”. Тумблерами за-
дания зарядного тока (SA1.
..SA5) на-
брать требуемый ток заряда аккумуля-
тора. Тумблер SA17 “Сеть” перевести
в положение “Включено” - загораются
лампа HL1 и зеленый светодиод “БП”
VD24. Переменным резистором R19
(при нажатой кнопке SA11) по вольт-
метру установить требуемое напряже-
ние для зарядки аккумулятора (4.
.. 17
В). Переменным резистором R23 (при
нажатой кнопке SA12) по вольтметру
установить допустимое напряжение
для разрядки аккумулятора при хране-
нии. Тумблер SA17 “Сеть" установить
в положение “Выключено”. К выход-
ным зажимам “плюс” и “минус”, соблю-
дая полярность, подключить аккумуля-
тор. Тумблер SA17 “Сеть” установить
в положение “Включено”. При непра-
вильном подключении аккумулятора
оптроном ОП1, откроется транзистор
VT6, который включит реле К1 “Ава-
рия”. Контактом К1.1 реле станет на
“самоподхват”, контактами К1.2, К1.3
разорвет цепь питания пускателя П1,
делая невозможным его включение и
подачу зарядного тока на аккумулятор.
При этом загораются красные свето-
диоды VD17 “Авария” и VD10 “Непра-
вильное подключение аккумулятора”.
При правильном подключении аккуму-
лятора, если остаточное напряжение
больше 3 В, компаратор DA1 откроет
транзистор VT4. Если нет аварийных
состояний (VT1, VT2, VT3 - закрыты,
а К1 “отпущено”), то срабатывает маг-
нитный пускатель П1 и своими контак-
тами П1.1, П1.2, П 1.3 замкнет цепь за-
ряда аккумулятора. При включении П1
загорается зеленый светодиод VD15
“Заряд”. Напряжение на аккумуляторе
отслеживают компараторы DA2, DA4,
DA3. При зарядке аккумулятора до ус-
тановленного напряжения, компаратор
DA4 открывает транзисторные ключи
VT3, VT8, VT9, при этом VT4 закрыва-
ется, отключается пускатель П1, раз-
мыкается цепь заряда аккумулятора
(размыкаются П1.1.
..П1.3). VT8 вклю-
чает реле К2, которое своим контактом
К2.1 дополнительно разрывает цепь
питания П1, а перекидывающимся кон-
тактом К2.2 подключает к входу ком-
паратора DA4 цепь задания напряже-
ния подзаряда (т.е. заданного напря-
жения, до которого может разрядить-
ся аккумулятор при хранении). Тран-
зистор VT9 не может включить пуска-
тель П2, так как тумблером SA14.2
“Разряд” разорвана цепь питания П2.
Схема будет находиться в этом состо-
янии пока напряжение на аккумулято-
ре (вследствие саморазряда) не сни-
зится до установленного напряжения
подзаряда. Кактолькоэти напряжения
сравняются, компаратор DA4 перебро-
сится в “нулевое” состояние, VT8 зак-
роется, К2 обесточится, контакт К2.1
замкнется, VT3 закроется, a VT4 сно-
ва откроется. Сработает (11 и замкнет
цепь
заряда
аккум улятора
(П1.1 .
..П1.3). Перебрасывающийся
контакт К2.2 подсоединит к входу ком-
паратора DA4 заданное напряжение
заряда аккумулятора. Далее, выше-
описанные циклы заряда и хранения
повторяются. Если по каким-то причи-
нам компаратор DA4 (при достижении
на аккумуляторе установленного на-
пряжения) не отключит пускатель П1
и цепь заряда аккумулятора осталась
не разорванной, то при достижении на
аккумуляторе напряжения на 2% пре-
вышающее установленное напряже-
ние заряда, компаратор DA2 откроет
транзисторные ключи VT2 и VT6, при
этом VT4 закроется и обесточит П1, ко-
торый разорвет цепь заряда аккумуля-
тора и включит реле К1 “Авария”. Кон-
тактом К1.1 реле К1 становится на “са-
моподхват”, контактами К1.2, К1.3 до-
полнительно разрывается цепь пита-
ния П1. Загорается красный светоди-
од VD17 “Авария”. В этом состоянии
схема будет до тех пор, пока не будет
устранена причина срабатывания К1,
после чего нажать кнопку SA16
“Сброс". К срабатыванию компарато-
ра DA2 может привести не только не-
исправность схемы (контакты К2.2,
SA14.1, С22, DA4), но и плохие контак-
ты в цепи заряда, что может привести
к броскам напряжения не сглаживае-
мых фильтром (L1, L2, С17.
..С21). В
этом случае необходимо надежно под-
ключить аккумулятор, после чего на-
жать кнопку SA16 “Сброс”.
РАБОТА “АЗИТА” В РЕЖИМЕ
ТРЕНИРОВКИ АККУМУЛЯТОРА
Исходное состояние: тумблер SA17
“Сеть” в положение “Выключено”. Тум-
блерами задания зарядного тока на-
брать требуемый ток заряда аккумуля-
тора. Тумблер SA14 “Разряд” устано-
вить в положение “Выключено”. Тумб-
лер SA17 “Сеть” перевести в положе-
ние “Включено”. Переменным резисто-
ром R19, при нажатой кнопке SA11, по
вольтметру установить напряжение, до
которого требуется зарядить аккумуля-
тор. Переменным резистором R26, при
нажатой кнопке SA13, по вольтметру
установить напряжение, до которого
нужно разрядить аккумулятор при
тренировочном цикле. Тумблерами ус-
тановки разрядного тока набрать тре-
буемый ток разряда аккумулятора. Пе-
реключателем SA18 установить требу-
емое для тренировки (в зависимости
6/2001
предыдущая страница 21 Радиолюбитель 2001-06 читать онлайн следующая страница 23 Радиолюбитель 2001-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст