СЕНТЯБРЬ
РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
|||||
А.ФИЛИПОВИЧ,
С
т а н о к
д л я
н а м о тки
г.Дзержинск
ТРАНСФОРМАТОРОВ
М ногие радиолю бители знают,
как трудно бывает, порой, перемо-
тать трансформатор. Причем, чем
больше число наматываемых витков
и тоньше проволока, тем сложнее
операция. Часто при этом использу-
ется примитивный станок с ручкой,
которую приходится вращать одной
рукой. Второй рукой укладывают на-
моточный провод. Также приходит-
ся считать число витков. Если их не-
сколько тысяч, то легко сбиться со
счета.
В связи с чем, предлагаем ста-
нок для намотки трансформатора с
электроприводом, счетчиком числа
витков и автоматическим отключе-
нием после намотки заданного чис-
ла витков.
Блок, обеспечивающ ий автома-
тическое отключение и подсчет чис-
ла витков, реализован на м икро-
калькуляторе БЗ-23 или аналогич-
ном. Привод станка собран с приме-
нением штатного электродвигателя
стеклоочистителя автомобилей ЗАЗ,
ГАЗ, УАЗ. Двигатель вместе с креп-
лением предварительно дорабаты-
вается, как показано на рис.1. Ре-
зистор, установленный на двигате-
ле, снимается.
В качестве подставки использует-
ся лист ДСП размерами 400x180 мм,
и толщиной 18.
..25 мм. К основанию
прикручиваются ползун, правая и ле-
вая стойки, двигатель.
Ч ертеж ползуна приведен на
р и с.2, а правой и левой стоек на
рис.З и 4 соответственно. В боковые
стойки вставляю тся подш ипники
скольжения, представляющие собой
пластмассовые втулки. Левая стойка
закрепляется к ползуну при помощи
ползунка и двух зажимов (рис.5, 6).
Ось редуктора двигателя соеди-
няется с осью вращения станка при
пом ощ и со е д и н и те л ьн о й ш айбы
(рис.7, 8). В качестве оси вращения
используется металлический стер-
жень или трубка с резьбой М5 на кон-
це и отверстиями по всей длине стер-
жня для ф иксации катуш ки транс-
форматора. При помощи зажимов
можно регулировать положение ле-
вой стойки, изменяя тем самым ши-
рину рабочей части под разные ка-
тушки трансформаторов.
К основанию приклеиваются ре-
зиновы е
про кл а д ки
разм ерам и
9/2001
150x30 мм и толщиной 5.
..10 мм (2
штуки) (рис.9,10). Электродвигатель
соединяется с блоком автоматичес-
кого отключения и микрокалькулято-
ром в соответствии со схемой, при-
веденной на р и с.11. При этом резис-
тор, расположенный на корпусе дви-
гателя отключают.
Переключателем БА1 выбирают
скорость вращ ения двигателя, а,
следовательно, и оси станка. Он
должен быть на три положения, на-
пример, тумблер ТВР-3-2. В среднем
положении скорость будет м акси-
мальной, а в левом положении, по
схеме, за счет подключения допол-
нительной обмотки двигателя, она
будет м и н и м а л ь н о й и со ста в и т
40.
..60% от максимальной. В правом
положении дополнительная обмот-
ка двигателя подключается через
резистор (35. Изменяя сопротивле-
ния резистора можно изменять и
скорость намотки. Если заменить
этот резистор постоянным, сопро-
тивлением 10.
..15 Ом, то скорость в
этом положении переключателя со-
ставит 75.
..85% от максимальной.
При нажатии на кнопку ЭВ7 во
время работы станка двигател ь
кратковременно можно остановить.
Это иногда бывает необходимо при
намотке трансформаторов (напри-
мер, чтобы поправить запутавшую-
ся проволоку или сделать отвод от
обмотки). Для того чтобы руки при
работе были свободны, кнопку удоб-
но расположить под ногой, соединив
предыдущая страница 11 Радиолюбитель 2001-09 читать онлайн следующая страница 13 Радиолюбитель 2001-09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст