В мире оживших звуков
БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
IliiiB S B iilll
грузить некоторые эффекты группы
временной задержки (хорус, флэн-
жер, фэйзер).
Один из вариантов использования
графического эквалайзера представ-
лен на
рис.25. В
данной ситуации по-
требуется два эквалайзера (или один,
но стереофонический).
В
такой конфи-
гурации, регулируя частоты на входе
и выходе дистошна, можно добиться
хорошего, плотного звучания, умень-
шив уровень “жужжащих” частот.
Для работы в коллективах, играю-
щих в любых направлениях, связанных
с рок-музыкой, можно посоветовать
универсальную линию эф ф ектов,
изображенную на
рис.26.
Используя
эту схему, можно играть как аккомпа-
немент, так и сольные партии, причем
параметрический эквалайзер возме-
щает отсутствие шумоподавителя-
одну из его полос можно использовать
для фильтрации 50-герцового фона,
могущего возникнуть при работе дис-
тошна, а остальные полосы - для кор-
рекции амплитудно частотной харак-
теристики всего тракта.
На
рис.27
показана еще одна кон-
фигурация цепи. Ее особенностью яв-
ляется применение стерео-хоруса и,
соответственно, дальнейшее расщеп-
ление сигнала на две ветви. Дилэй,
установленный в одной из них, помо-
гает подчеркнуть панорамный эф -
фект, возникающий при работе хору-
са. Недостаток данной линии заклю-
чается в необходимости наличия двух
комбоусилителей, что не каждый му-
зыкант может себе позволить.
Для исполнения “живой” поп-музы-
ки в общем, и фанк-музыки в частно-
сти, подойдет схема, представленная
на
рис.27.
Ориентирована эта цепь на
игру аккомпанемента; при наличии же
сольных партий после компрессора
можно добавить дистошн. Компрес-
сор, регулятор атаки которого установ-
лен на максимум, позволяет играть
одиночные “пиццикатные” ноты, кото-
рые в этой ситуации будут очень хо-
рошо звучать. Фэйзер используется
при “чесовой" игре аккордами, прида-
вая звучанию определенный оттенок.
В заключение хочется сказать, что-
бы вы не делали, главным всегда дол-
жно оставаться творчество и ощуще-
ние свободы от, каких бы то ни было
правил. Это касается и составления
собственной линии эффектов. Един-
ственный путь открыть “свое” звучание
- эксперимент, а не копирование оп-
ределенных шаблонов. И последнее -
эффекты должны украшать игру; нет
более неприятного звука, чем звук пе-
реобработанной электрогитары.
А.ЦЫБУЛЬСКИЙ,
220101, г.Минск,
ул.Малинина, 260-34-.
Тел.214-70-11.
Дистошн является самым распростра-
ненным эффектом в наше время, без ко-
торого практически не обходится ни одна
группа.
Дистошн - это эффект, при котором
амплитуда сигнала ограничивается с двух
сторон
(рис.1),
но не только он может со-
здавать этот эффект, овердрайвом также
можно добиться искажений, включив уси-
литель на всю мощность. Искажение - ог-
раничение амплитуды сигнала с двух сто-
рон. Есть два вида ограничения: мягкое-
овердрайв
(рис.2)
и жесткое - дистошн
(рис.З).
При мягком - уровень ограниче-
ния обратно пропорционален уровню
входного сигнала. Это достигается вклю-
чением встречно-параллельно диодов в
цепь ООС (отрицательной обратной свя-
зи) операционного усилителя. При жест-
ком ограничении уровень сигнала ограни-
чивается внутри некоего диапазона. Это
осуществляется включением на выход
операционного усилителя диодов, вклю-
ченных встречно-параллельно.
Я приведу схему устройства дистошн,
в которой звук наиболее подходящий для
“металлических” направлений. Он был ис-
пытан с разными типами гитар: “IBANEZ
RG505”, “Honer Rock Wood”, “Fender
Strutocaster”, “Russ tone” и отечественны-
ми “Аэлита”, “Форманта" и показал непло-
хие результаты, но к последним, для со-
здания хорошего эффекта, требовалось
применять простой предусилитель. Схе-
ма этого устройства показана на рис.4.
Сигнал с выхода электрогитары по-
ступает через разделительный конден-
сатор С1 и резистор R1 на инвертирую-
щий вход операционного усилителя. Ре-
зистор R5 создает обратную связь меж-
ду выходом и входом DA1. К нему под-
ключена цепь R6, С5, R7. С помощью ре-
зистора R7 регулируется дистошн. При
плохой регулировке или отказе работы
устройства, нужно поменять местами
элементы R6 и С5. Далее усиленный
сигнал ограничивается двумя диодами
и поступает на выход.
Для нормальной работы устройства
нужно подобрать резисторы R1 и R8, а так-
ДИСТОШН
же диоды по вольт-амперметренным ха-
рактеристикам. Если дистошн имеет сла-
бо выраженный эффект, можно восполь-
зоваться предусилителем, изображенным
на
рис.
5. В устройстве желательно при-
менить малошумящий операционный уси-
литель. Кроме перечисленных подходят
еще К553УД2, К153УД1.
.. К153УДЗ и т.д. В
предусилителе стоит транзистор типа
КТ3102, КТ315 (с любым буквенным ин-
дексом). Устройство собрано на печатной
плате из одностороннего фольгированно-
готекстолита размером 50x30 мм.
Автор заинтересован в схемах других
устройств или в доработках этого.
РЛ
9/2001
предыдущая страница 5 Радиолюбитель 2001-09 читать онлайн следующая страница 7 Радиолюбитель 2001-09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст