Вокруг автомобиля
БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
11П>
ОКТЯБРЬ
ИМ
М.КРАСУЦКИИ,
г.Слуцк
О преимуществе электронной сис-
темы зажигания, по сравнению с клас-
сической - механической, сегодня, го-
ворить не приходится, это знает каж-
дый мотолюбитель. О блегчается за-
пуск двигателя, возрастает средняя
мощность, снижается на 10.
..15% рас-
ход топлива, не подгорают контакты,
приходится меньше уделять внимания
установке точного зазора.
Мною разработана и испытана си-
стема электронного заж игания для
мопедов марки “Sim son”, “Riga 16” и
им подобных, на которых установлена
штатная механическая система зажи-
гания.
Блок электронного зажигания состо-
ит из стабилизатора переменного на-
пряжения
(рис.1),
собранного на тири-
сторе VS1 и стабилизирующем каска-
де, управляющем работой тиристора.
Особенности наладки тиристорно-
го стабилизатора заключаются в уста-
новке выходного переменного напряже-
ния в пределах 11,5.
..12,5 В при под-
ключенной активной нагрузке (автомо-
бильная лампа накаливания 12 В/21 Вт,
12 В/35 Вт). Это достигается подбором
стабилитрона VD5 типа Д814В и под-
стройкой выходного напряжения в за-
данном диапазоне резистором R2. При
замене стабилитрона VD5 на КС147,
Д818 и др. можно получить ряд напря-
жений: 6, 9.12,18, 24 ит.д. При исполь-
зовании тиристоров серий Т112, Т125,
Т142 повышается нагрузочная токовая
характеристика блока. Конденсатор
С1 - морозостойкий типа ЭТО, К53-1,
К53-4, К53-14 с рабочим напряжени-
ем не менее 30 В. Тиристор VS1 лю -
бой из серий КУ-202, Т106, Т112 и др.
с прямым током 10.
..15 А.
Б лок
ти р и сто р н о го
за ж и га н и я
(рис.2)
состоит из диодно-транзистор-
ного ключа, повышающего трансформа-
тора мощностью 7.
..12 Вт с коэффици-
ентом трансформации 15.
..18, выпрями-
теля, тиристорного генератора, штатной
катушки зажигания и прерывателя. В ка-
честве повышающего трансформатора
можно использовать лю бой сетевой
трансформатор мощностью до 12 Вт с
готовой первичной обмоткой. При само-
стоятельном изготовлении трансформа-
тора обмотка W, должна содержать
4500.
..4000 витков провода ПЭЛ
0
0,12
мм, W 2 - 270.
..300 витков провода ПЭЛ
0
0,3.
..0,4 мм. Готовую катушку транс-
БЛОК ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ
СО СТАБИЛИЗАТОРОМ
ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
V D 1- VDU Д 310.К Д 105
V S1 t 112 1Ь
7 5,
Т 122 2 5 1.
..5
СЗ 2. OxU 0 0
форматора необходимо обязательно
пропитать влагостойким лаком.
Налаживание блока сводится к под-
бору резисторов R4 и R5. Резистором
R4 устанавливают единичный искровой
разряд. Резистором R5 - максималь-
ные обороты двигателя. Диод VD8 типа
КД105, КД202Р, Д237 подавляет пара-
зитны е колебания в колебательном
контуре, образованном емкостью кон-
денсатора СЗ и индуктивностью пер-
вичной обмотки катушки зажигания.
Стабилитрон VD9 типа КС133, КС139,
КС433 и др. с напряжением стабилиза-
ции 3,3.
..3,9 В в металлическом корпу-
се предотвращает ложные срабатыва-
ния тиристора от перенапряжения.
Правильно собранный блок начина-
ет работать сразу. Для этого собирают
электрическую схему, состоящую из по-
нижающего трансформатора с выход-
ным напряжением 15.
..24 В и током на-
грузки до 1 А, катушки зажигания, све-
чи зажигания с искровым промежутком
1... 1,2 мм, прерывателя (для этой цели
можно использовать микровы клю ча-
тель). Подав переменное напряжение
на тиристорный блок зажигания, убеж-
даются в кратности искрового разряда
на свече. Если этого не происходит, ре-
зистор R5 заменяют на цепочку, состо-
ящую из постоянного (5,1.
..7,5 кОм) и
переменного (22.
..33 кОм) резисторов,
которыми устанавливают необходимую
кратность прерывание/искровой раз-
ряд. Данная схема не критична к комп-
лектую щ им радиодеталям, главное,
чтобы они были исправны и выдержи-
вали приложенное к ним напряжение.
После наладки электронной систе-
мы зажигания приступают к передел-
ке штатного генератора переменного
тока, установленного на двигателе ва-
шего мопеда. Для этого снимается ка-
тушка генератора, питающая систему
зажигания. Провод катушки, присоеди-
ненный к “массе”, необходимо отпаять,
удлинить и подсоединить к стабилиза-
тору переменного тока. Для надежно-
го запуска двигателя в катушке гене-
ратора необходимо домотать 80.
.. 100
витков провода.
Зазор между контактами прерыва-
теля не критичен и может находиться
в пределах 0,3.
..0,6 мм, на свече за-
жигания - 0,8.
..1,0 мм.
Установленный блок сбоев в рабо-
те не имел. Отпала необходимость про-
водить постоянную профилактику пре-
рывателя. Конденсатор штатной систе-
мы зажигания необходимо обязатель-
но отсоединить от прерывателя, т.к. в
данной электрической схеме он не ис-
пользуется.
РЛ
10/2001
предыдущая страница 9 Радиолюбитель 2001-10 читать онлайн следующая страница 11 Радиолюбитель 2001-10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст