Піп
2001
БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
І'ПІІ
в-иЕМ8 А
в то м а ти ч е с ко е
ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
для кислотно-свинцовы х
БАТАРЕЙ (Б 1-А)
После преждевременного выхода из
строя аккумулятора в одном из многих
устройств (вероятно, из-за того, что я за-
был сделать подзарядку согласно реко-
мендуемому графику), я начал искать
автоматическое зарядное устройство
БІ-А-батареи обычно называют гелеевы-
ми элементами, т.к. электролит пред-
ставляет гелеевую субстанцию. Как и с
другими вещами, чтобы получить мак-
симально долгий срок службы БІ-А-ба-
тарей, требуется заботливое обращение
с ними. БІ-А-батареи должны регуляр-
но подзаряжаться; ни в коем случае
нельзя допускать чрезмерного разряда
или перезаряда батарей. Если БІ-А-ба-
тарея не используется долгое время,
она саморазряжается.
Зарядное устройство, описанное в
данной статье, может использоваться с
любым типом подобных батарей.
Применение трехрежимного за-
рядного устройства
Моя первая попытка сохранения
БІ-А-батарей в хорошем состоянии со-
стояла в том, чтобы приобрести трех-
режимное автоматическое зарядное ус-
тройство. Вскоре я обнаружил, что та-
кое зарядное устройство работает толь-
ко при определенном потребляемом
токе, и никогда не использовалось для
заряда батарей под нагрузкой.
Трехрежимное зарядное устройство
начинает процесс зарядки батареи по-
дачей напряжения через ограничитель
тока (500 мА). Эта стадия зарядки изве-
стна под названием “объемной заряд-
ки’’. По мере зарядки батареи напряже-
ние на ней начинает расти. Когда напря-
жение на заряжаемой батареи достиг-
нет 14,6 В, зарядное устройство будет
поддерживать это напряжение на посто-
янном уровне и контролировать проте-
кающий через батарею зарядный ток.
Такой режим известен под названием
“поглащающий режим” или “режим
сверхзаряда”. К этому времени батарея
будет заряжена до 85%. .
.90% ее полной
емкости. Поскольку процесс зарядки
батареи будет продолжаться, а напря-
жение оставаться постоянным (14,6 В),
то заряжающий ток будет падать. Когда
протекающий через заряжаемую бата-
рею ток снизится до 30 мА, зарядное
устройство переключится в “холостой
режим” - подаваемое на батарею напря-
жение снизится до 13,8 В. При напря-
жении 13,8 В, аккумулятор становится
“самоограничителем", при этом будет
поддерживаться зарядный ток, необхо-
димый только для компенсации процес-
са саморазрядки батареи. Все выше ска-
занное справедливо при зарядке акку-
мулятора без нагрузки. Как только вы
подключите к заряжаемой батарее не-
большую нагрузку (порядка 200 мА), за-
рядное устройство квалифицирует ток
(более 30 мА) как ток потребляемый раз-
ряженной батареей, и перейдет в пер-
вый режим зарядки, подав на аккумуля-
тор напряжение 14,6 В. Оставленная в
таком положении батарея подвергает-
ся чрезмерному заряду, что сокращает
срок ее службы.
Зарядные устройства на ИМС
исзэоб
Зарядные устройства, использую-
щие в качестве датчика контроля про-
цесса зарядки ИМС 11С3906, работают
аналогично трехрежимному зарядному
устройству, за исключением того, что пе-
реключение из “холостого режима” в "ре-
жим сверхзаряда’’ основывается скорее
на изменении напряжения, чем тока. За-
рядное устройство не переключится из
“холостого режима" в “режим сверхза-
ряда”, пока не снизится на 10% (от на-
пряжения “холостого режима”) напряже-
ние на батарее (приблизительно 12,4 В).
Хотя такое зарядное устройство явля-
ется, по сути, усовершенствованием
трехрежимного зарядного устройства,
однако имеет потенциальную опасность
чрезмерного заряда аккумулятора.
Сначала рассмотрим ситуацию, при
которой иСЗЭОб-зарядное устройство
находится в “режиме сверхзаряда” и вы
подключили в этот момент небольшую
нагрузку (потребляемый ток 200 мА). Ак-
кумулятор полностью заряжен, однако
из-за того, что нагрузка потребляет ток
200 мА, зарядное устройство остается
в “режиме сверхзаряда”, “думая”, что ба-
тарея разряжена. При этом, как и в слу-
чае с трехрежимным зарядным устрой-
ством, аккумулятор подвергается сверх-
зарядке.
Если мы отключим нагрузку, потреб-
ляемый от зарядного устройства ток
уменьшится до 30 мА и устройство пе-
реключится в “холостой режим” (13,8 В).
Когда мы снова подключим маломощ-
ную нагрузку (200 мА), зарядное устрой-
ство становится источником тока для на-
грузки, пока напряжение на аккумулято-
ре не снизится - зарядное устройство в
“режиме сверхзаряда”. Однако, как толь-
ко возрастет, потребляемый нагрузкой
ток, зарядное устройство уже не сможет
работать как источник питания и напря-
жение на аккумуляторной батарее нач-
нет понижаться. Если мы отключим на-
грузку до того, как напряжение на акку-
муляторе упадет до 12,4 В, зарядное ус-
тройство снова переключится в “холос-
той режим”. При циклических изменени-
ях нагрузки (что характерно для режи-
ма прием/передача радиостанций) про-
цесс зарядки аккумулятора существен-
но увеличивается.
Давайте снова подключим мощную
нагрузку (более 500 мА), однако не бу-
дем ее отключать до тех пор, пока на-
пряжение на аккумуляторе не опустит-
ся ниже 12,4 В. Тогда зарядное устрой-
ство переключится в “режим сверхзаря-
да”. При уменьшении потребляемого на-
грузкой тока до 200 мА ситуация будет
сохраняться прежней, пока мы не отклю-
чим нагрузку.
В чем проблема?
Почему мы беспокоимся о чрезмер-
ной зарядке БЕА-батарей. При напряже-
нии 13,8 В батарея становится самоог-
раничителем и требуется небольшой ток
подзаряда для компенсации внутренне-
го тока утечки (приблизительно 0,001 от
номинальной емкости аккумулятора, на-
пример 2,9 мА для аккумулятора емкос-
10/2001
предыдущая страница 12 Радиолюбитель 2001-10 читать онлайн следующая страница 14 Радиолюбитель 2001-10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст