МАРТ
SPECTRUM-РАЗДЕЛ
бардов. Как можно! Что это за песни (тек-
сты, © N1)? Непрофессиональные (точнее,
непроплаченные третьими лицами, - здесь
понятие профессионализма приобретает
двусмысленность, © N1), примитивные (без
культа техники исполнения и техники пре-
доставления, © N1) какие-то, а самое глав-
ное-несанкционированные, не прошедшие
цензуры рассмотрения, утверждения. Зап-
ретить их, не давать им сцены, не допус-
кать до слушателя! (Любопытно, что, при
всей вздорности как требований “запрета”,
так и “не допуска”, требование не давать
им (массовой) сцены вполне разумно, так
как канал гражданской коммуникации теря-
ет все свои свойства, будучи “централизо-
ван”). Но магнитофоны системы “Яуза” (тех-
нический агент: бобинный магнитофон, © N1)
оказался сильнее. В сотнях, тысячах, а по-
том и десятках тысяч пленок бардовская
песня расходилась по всей стране, дости-
гая самых отдаленных районов”. Т.е. коэф-
фициент размножения ПКИ составлял от
100 до 10000.
Официоз (государство) всегда игнори-
рует каналы гражданской коммуникации и
отделяет их от общества стеной молчания.
Невмешательство (т.е. не помогать и не
мешать, как бы того не хотелось) - это не-
избежная, типичная и оправданная пози-
ция. Спорные идеи и способы мышления
запросто могут оказаться химерами, как
это и происходит в компьютерных сетях,
которые, на данный момент, официально
признаны. Продуцируемые сетями идеи,
не пройдя должной проверки временем и
реальностью на состоятельность и жизне-
способность, подвергают общество серь-
езной опасности.
Еще одним классическим, теперь уже,
примером канала гражданской коммуника-
ции является самиздат. Техника и (соци-
альная) технология этого идеологическо-
го института разрабатывалась математи-
ком из московского госуниверситета, спе-
циалистом по матлогике А. Зиновьевым [4].
Идеология же тождественна авторской
песне. Развитие авторской песни и “самиз-
дата” шло параллельными путями, решаю
одни и те же проблемы (различие лишь в
технике, технических агентах тиражирова-
ния), зачастую пересекалось.
Опять же [1] мнение социолога: “Сей-
час, оглядываясь назад, я думаю, что вот
эта позиция-утверждение суперценности
человеческой личности (картезианская
ментальность/система мышления, точнее,
утверждение суперценности состояния че-
ловеческой истинности, как продукта ра-
боты “очищенного” сознания, © N1) - и была
тем главным, что настроило общественное
сознание против тоталитаризма". Однако
тоталитаризм в очередной раз победил.
Бардовская песня закончилась тогда, ког-
да исчез технический агент - бобинный
магнитофон. Это было самое слабое зве-
но в той структуре информпространства,
которое создавалось бардовской песней.
Публика променяла содержание, тексты и
их смыслы на соблазн технических харак-
РЛ
3/2002
IIIH
•nil
теристик, прельстившись идеей прогрес-
са. Цитата [2]: “Я писал, в том смысле, что
тоталитаризм - это не просто форма прав-
ления, но следствие необузданного господ-
ства техники. Человек сегодня (1969 год, -
что уже говорить о теперешней ситуации.
..
© N) подвержен безумию (vertige) своих
произведений (fabrication). Переход на ком-
пакт кассеты недопустимо снизил "вяз-
кость” (“затухание”) информсреды, так как
высокая технологичность компакт кассет
создала условия для их массированной
штамповки. Результат - распад информс-
реды, генерация химер.
Произошла подмена сущностей, при-
ведшая к популяризации населения в тол-
пу, которая вместо текстов песен стала
прослушивать нелинейные искажения и их
оценивать.
Актуальность
Общепринятым мнение (расхожим
предрассудком) сейчас считается, что цен-
зура отсутствует, так как отсутствуют зап-
ретные темы. Отсюда делается вывод, что
необходимость в каналах гражданской ком-
муникации отпала. Причиной таких наи-
вных мыслей является то, что изменился
как спектр запретных (табуированных офи-
циозом) тем, так и принципы функциони-
рования идеологических институтов, по-
давляющих общественное (массовое) со-
знание. Изменились сами методы-техни-
ки-технологии такого подавления. Иначе
говоря, из того, что отсутствует Горлит,
вовсе не следует, что отсутствует цензу-
ра таковая. Более того, само наличие та-
ких представлений указывает на явный де-
фицит каналов гражданской коммуникации
и есть тревожный симптом, так как запрет-
ные темы существуют всегда. Информо-
болочки Sp-информпространства как раз
и восполняют этот пробел (дефицит). К
счастью, такого рода расхожие предрас-
судки легко опровергаются, так как для ус-
тановления ложности утверждения типа
“не существует ни одного (представителя
класса)" достаточно контрпримера.
Например, запретные темы существу-
ют в платформе IBM PC, которая препод-
носится как некоторая глобальная, индиф-
ферентная к содержанию информации,
универсальная информсреда. Одна из та-
ких тем - это экономическая эффектив-
ность компьютерной техники. Эту тему не-
возможно обнаружить ни в изданиях плат-
формы IBM PC, ни в сетях IBM PC, ни в
головах пользователей IBM PC. Цитата
[5.1]: “В США, например, огромные и быст-
ро растущие расходы на вычислительную
технику сопровождались в период с нача-
ла 50-х до конца 70-х (цитата датируется
1985 г., © N) годов неуклонным снижение
темпов роста производительности труда.
Основная причина наблюдаемого за пос-
ледние десятилетия снижения темпов ро-
ста производительности труда в промыш-
ленно-развитых странах - непрерывный
отток людей из сферы материального про-
изводства в “информационную сферу на-
родного хозяйства”. Полезно обратить вни-
мание на то, что расхожим мнением (пред-
рассудком) является как раз обратное. Не-
которые уже успели убедиться на практи-
ке в справедливости сказанного. Некто М.
Ходорковсий уже успел больно стукнуть-
ся собственным лбом об эту химеру. Зас-
луживает уважения гражданское мужество
этого человека, сделавшего соответству-
ющие публичные заявления в связи с про-
исшедшим, несмотря на то, что они идут
вразрез с общепринятыми представлени-
ями и на кон поставлена репутация нефтя-
ной компании. Приведенный пример тем
более актуален для всех стран постсовет-
ского пространства (Россия не исключе-
ние) по причине рекордных, и так крайне
высоких, уровней накладных расходов в
хозяйственном механизме из-за климати-
ческих условий среды обитания [6]. Суть в
том, что уменьшить накладные расходы
очень трудно, практически невозможно. А
вот увеличить их можно запросто, напри-
мер, путем невежественных управленчес-
ких решений, основанных на химерах. На-
кладные расходы входят в стоимость ко-
нечного продукта. Если же конечный про-
дукт-энергоносители, то эти затраты вхо-
дят в себестоимость любого товара и на-
лог “за глупость” платят буквально все. Не
являются исключением также и пользова-
тели IBM PC. Им возвращаются сторицей
плоды тех химер, что они культивируют,
но уже в денежном эквиваленте.
Каналы гражданской коммуникации, ми-
нующие официоз, более чем актуальны и
необходимы, прежде всего, западу. Боль-
шинство европейцев считают собственную
свободу слова столь безусловной, что ис-
кренне уверены в отсутствии запретных
тем. На деле же эта свобода слова прости-
рается не далее того круга тем, которые при-
нято собирательно именовать словосоче-
танием “как хотим, так и лаем”.
Понятие информпространства
В предыдущей статье цикла вскользь
уже был упомянут термин “информпрост-
ранство". Представляется необходимым
увеличить его содержательное наполне-
ние. Сделать это можно лишь одним спо-
собом - через контекстное задание значе-
ния термина. Дать рациональное, т.е. в
виде конечной цепочки слов (определе-
ния), содержание смысла некоторых поня-
тий невозможно. Будучи же использован-
ными в контексте, значения таких терми-
нов оказываются взаимно вероятностно
заданными через “силлогизм Байеса" [11].
Древние очень широко использовали этот
метод, носящий название спекулятивного
богословия (калам, схоластика). Информа-
ционные технологии обнаруживают глубо-
кие, фундаментальные аналогии с рели-
гиозными системами мышления. Более
того, модели описания таких систем, ме-
тодология, понятийный аппарат информа-
ционных технологий и религиозных систем
совпадают “с точностью до изоморфизма”
Это иррациональная методика, но это нео-
бязательно делает ее ложной либо бессо-
держательной, наоборот, отдавая себе
предыдущая страница 23 Радиолюбитель 2002-03 читать онлайн следующая страница 25 Радиолюбитель 2002-03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст