SPECTRUM-РАЗДЕЛ
J
МАРТ
© N),которыми они в действительности не
обладают (ну, например, что компьютеры
повышают производительность труда, © N).
В этом заключается большая опасность”.
Чуть позднее, в 1964 году, Н. Винером уже
вполне осознавалась ошибка в трактовке
телеологии, но сделать что-либо было уже
поздно, - тон заявлений становится пани-
ческим: “Если же мы поклоняемся маши-
не (! © N) и все ей оставляем, то мы долж-
ны благодарить самих себя за все непри-
ятности, в которые попадаем. <.
..> Маши-
нопокпонники, ожидающие, что машина
будет работать, а народ пусть сидит и по-
лучает все без труда, думают, конечно, по-
другому” [10]. Это то самое место, из кото-
рого произрастают те самые булки на де-
ревьях, сами по себе.
Начал реализоваться тоталитарный
сценарий. И вовсе не случайность приме-
нение прототипов современных IBM PC -
табуляторов Холлерита (основатель кор-
порации IBM) в концлагерях Третьего Рей-
ха для учета заключенных (“Ъ” от14.02.01).
К чему может привести культ техники,
можно выяснить, рассмотрев исторический
прецедент, когда мощнейшая монотеисти-
ческая мировая религия, выродилась в
язычество. Результатом было вымирание
населения.
Здесь под “земледельческой магией”
понимается техника в ее западном, орто-
доксальном представлении. Магией она
названа потому, что любая техника, осно-
вывающаяся на иной (другой) метафизи-
ке воспринимается как магия.
С другой стороны, пути назад нет. Воз-
можность применения компьютеров неуст-
ранима. По словам Н. Винера, “Это необра-
тимое приращение знания", бессмыслен-
но бросаться на компьютеры с ломами на-
перевес, уподобляясь луддитам. В. В. На-
лимов утверждает аналогичное: “Но чело-
век всегда должен что-то делать. То, что
он начал делать, он делает неумолимо и
неистребимо”.
Необходимо использовать методику
Декарта, т.е. переформулировать метафи-
зику. Этот метод был успешно применен
для нейтрализации толпы в XIV-XV в.в.
Сложность заключается в том, что необ-
ходимо не сужение метафизики, а ее не-
противоречивое расширение.
В качестве такого выхода может
быть предложена вероятностная мета-
физика В. В. Налимова [11]. Исследова-
ния Н. Винера лишь обрисовали пробле-
му во всей ее красе, но не указали вы-
хода из сложившейся ситуации. Оно и
неудивительно, так как метафизические
основы, как работ Н. Винера, так и его
последователей (Н. Пригожин), несосто-
ятельны. Тем не менее, работы Н. Ви-
нера и Н. Пригожина необходимы к изу-
чению и осмыслению. По-видимому, За-
пад “работает" именно по этим теориям.
Регулярные дезинформации через СМИ
лишь подтверждают эту догадку. Одна-
ко, для того, чтобы “выйти” из-под влия-
ния созданного Западом информпрост-
ранства, которое не более чем “мертвая
вода” и обречено, это необходимо. Для
того же, чтобы “войти” в новые миры не-
обходим конструктив (креатив), - “живая
вода”, - это и есть метафизика В. В. На-
лимова. В книге [11] отсутствуют ссыл-
ки на Н. Винера, что позволяет предло-
жить, что теория создавалась именно
как альтернатива западному подходу.
Автор не мог не знать о работах Н. Ви-
нера и Н. Пригожина, - это конкурирую-
щие школы (Н. Винера и А. Н. Колмого-
рова) работавшие над сходной пробле-
матикой. Заслуживает внимания также
тот факт, что работы над синтезом аль-
тернативной метафизики были санкци-
онированы лично А. Н. Колмогоровым
[11]. В профессиональной математичес-
кой среде отношение к построениям В.
В.
Налимова колеблется от нейтрально-
го до сдержанно-одобрительного. В то
время как учение Н. Винера-Н. Пригожи-
на воспринимается в диапазоне от сдер-
жанно-настороженного до нейтрального
(см., например, “черный пиар”, в хоро-
шем смысле [21], иллюстрация рис. 19,
с. 20).
Трудно избежать соблазна обрисовки
открывающихся перспектив:
1. Снимается противоречие в телеоло-
гии. Любой аспект науки можно рассмат-
ривать как аспект религиозности и наобо-
рот. Восстанавливается целостность виде-
ния мира без отказа от достижений, как Во-
стока, так и Запада.
2. Западная метафизика и созданная
на ее базе наука рассматривается как час-
тный случай восточной метафизики. Теле-
ологическая формула (“Веды”) трактуется
в изначальном, недуальном, широком
смысле: “В материальном творении Гос-
подь есть только высшая причина. Непос-
редственная же причина - материальная
природа, благодаря которой космическое
проявление становится видимым”. Наука
- вторая часть формулы, религия - пер-
вая часть. Снимается проблема Восток-
Запад.
3. В метафизике Налимова не действу-
ет теорема Геделя [8]. Силлогизм Аристо-
теля рассматривается как частный случай
(сужение) силлогизма Байеса. Вероятност-
ная трактовка понятия силлогизма позво-
ляет “континуально" заполнить интервал
между полюсами телеологической форму-
лы. Это фундамент для развития новой, не-
традиционной техники, которая, тем не ме-
нее, не будет противоречить традиционным
техникам, как Запада, так и Востока.
4. Органично снято противоречие меж-
ду понятиями создания и материи: “осоз-
нанного личного опыта" и “данными экспе-
римента” (наука), а не дуально, как это тра-
диционно делается у иезуитов [19]. Это по-
зволяет человеку занять подобающее ему
место во вновь создаваемых мирах. Соб-
ственно, это и есть ответ В. В. Налимова
на те панические вопросы, которые были
поставлены Н. Винером, но так и не были
им разрешены. Информтехнологии оказы-
ваются конструктивным инструментом со-
зидания, а не деструктивным оружием раз-
рушения культур.
Приведенный перечень далеко не по-
лон. Однако остается открытым вопрос об
истинности предлагаемой метафизики.
Автору данной публикации не уда-
лось обнаружить ложность (противоре-
чивость), несмотря на десятилетний
опыт практического применения (конст-
руирования-разработки техники, осно-
ванных на метафизике В. В. Налимова).
Примеры рассмотрим ниже. Прибегая к
восточному пониманию презумпции ис-
тинности, можно сказать, что сам факт
реализации цельности В. В. Налимова
как конкретной личности является сви-
детельством истинности. Можно отме-
тить и такой факт, что он умудрился из-
ложить в доступной для людей-носите-
лей западного менталитета
одну из
сложнейших психотехник буддизма, а
это значит, что картезианская метафи-
зика “вложена" в метафизику В. В. На-
лимова. Причем имеется, что, вообще
говоря, опасно, состоятельный и сдер-
жанный смысловой слой собственно
технологии праксиса .
В заключение этой главы необходи-
мо отметить, что придти к выводу о ква-
зи-религиозности менталитета деятелей
информтехнологий можно еще одним,
независимым от телеологических пост-
роений, способом. Исходя из понятия
комплиментарности техники человеку,
выдвинутой в начале XX века священни-
ком и математиком П. Флоренским [22],
“органопроекции”, можно придти к выво-
дам, аналогичным вышеизложенным.
Подробнее см. статью в электронном
издании (журнале) для пользователей
компьютера 2Х-Эрес1гит “2Х-РогтаГ .
Заключение
Всякий, кто поставит под сомнение
самоценность картезианской техники
(технических характеристик), так или
иначе, рано или поздно окажется лицом
к лицу перед рассмотренными в статье
вопросами. Избежать их не удастся. Лю-
бые попытки избежать приведут к мен-
тальной деградации. Это уже происхо-
дит. Цитата [29]: “Но техника не стоит
на месте, и дистанция между интеллек-
туальным уровнем человека и машины
непрерывно сокращается". “Мы вправе
еще раз спросить себя, - не наступил
ли тот момент, когда человек уже не
может считать себя (самым) умным су-
ществом?”.
(Продолжение следует)
© t i e m o
Единственный известный производитель!
KAY 1024/3SL/Turbo
Spectrum-клон
198261, СПб, а/я 213
Тел. (812) 159-55-69
10-12 МСК
22-24 МСК
РЛ
312002
предыдущая страница 25 Радиолюбитель 2002-03 читать онлайн следующая страница 27 Радиолюбитель 2002-03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст