Автоматика всегда поможет
БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
ІІШ
М А И
■ни
212010, г. Могилев,
У
с т р о й с т в о
з а щ и т ы
Пашкове 10 в/ч 33482
3 _ ф
Д З Н Ы
Х
ДВИГАТЕЛЕЙ
В [1] было описано незаурядное ус-
тройство. Да, я согласен с автором, что
“предупреждение”, которое использует-
ся им уже много лет - уникально. Я даже
сам использовал данную схему, но толь-
ко вместо неоновой лампочки исполь-
зовал светодиод с наименьшим током
потребления, естественно рассчитав ве-
личину гасящего сопротивления. Но
дело не в этой схеме, а там где автор
предложил использовать ее. Цитирую
неполный последний абзац: “Такие не-
заурядные устройства можно поставить
на каждую фазу электродвигателя.
..”. По
моему мнению, это утверждение невер-
но, так как автор предложить ставить на
каждую фазу электродвигателя этот ин-
дикатор, а это значит, что он использует
его в 3-фазной системе, что недопусти-
мо. Так как если предохранитель вый-
дет из строя на одной фазе, то две дру-
гие остаются работать. Каждому элект-
рику известно, что если 3-фазный дви-
гатель начинает “работать” при отсут-
ствии одного фазного напряжения, то он
вскоре выходит из строя. И хорошо, если
сработает тепловое реле, но часто бы-
вает, что оно срабатывает тогда, когда
токи в обмотках двигателя достигают
максимальных значений и из него уже
идет дым.
Поэтому предлагаю схему, приве-
денную на рисунке, которая одновре-
менно предупреждает о сгоревшем пре-
дохранителе и быстро отключает дви-
гатель от сети.
Схема состоит из силовой части,
управления и блока А1.
В силовую часть схемы входит: элек-
тродвигатель, тепловые реле, три сило-
вых контакта магнитного пускателя, пре-
дохранители, неоновые лампы с огра-
ничительными резисторами Я1.
..ЯЗ.
Управляющая часть позволяет запу-
стить или отключить электродвигатель.
Блок А1 - простое фотореле, за счет
которого и производится автоматичес-
кое отключение электродвигателя, в
случае пропадания одной из фаз.
Принцип работы данной схемы в
следующем. При нажатии на кнопку БВ1
(пуск) ток протекает по цепочке: с фазы
“В” через замкнутые контакты кнопки
БВ1, катушку магнитного пускателя К1,
размыкающие контакты тепловых реле
К3.1 и К2.1, размыкающие контакты про-
межуточного реле К4.1 и выходит на
фазу “С” (это контрольная цепь).
В силовой цепи после замыкания
силовых контактов магнитного пускате-
ля ток идет: через предохранители
Р и 1 .
..Б и з, замыкаю щ ие контакты
К1.1 .
..К1.3 магнитного пускателя К1, че-
рез нагревательные элементы тепло-
вых реле К2, КЗ и три обмотки элект-
родвигателя.
Итак, двигатель работает. Теперь,
к примеру, авария, сгорел предохра-
нитель по фазе “А”, значит, цепь ока-
зывается разорванной, следователь-
но, загорается неоновая лампочка
Н И . При этом у находившегося на не-
большом расстоянии фоторезистора
И4 от неоновой лампочки Н И умень-
шается сопротивление и фотореле
включает промежуточное реле К4, ко-
торое в свою очередь размыкает свои
контакты К4.1. Значит, катушка магнит-
ного пускателя К1 не получает пита-
ние и силовые контакты, в силовой
части, размыкаются и двигатель, со-
ответственно, не получает питание.
Именно это происходит в том слу-
чае, если перегорают предохраните-
ли Б112 и Биз.
Р.Б. Схема работает безотказно,
пока где-то на линии не пропадет одна
из фаз “А”, “В” или “С". Можно также
использовать один фотоэлемент. За
счет типа реле увеличивается селек-
тивность.
За более подробным описанием
фотореле можно обращаться к ав-
тору.
Литература
1.
Колос С. Индикатор перегорани
предохранителя. - Радиолюбитель,
2002, №1, с. 10.
5/2002
предыдущая страница 9 Радиолюбитель 2002-05 читать онлайн следующая страница 11 Радиолюбитель 2002-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст