Вокруг автомобиля
БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
IIIH
ОКТЯБРЬ
З
а щ и та
л а м п
н а ка ли в а н и я
А. Ф И ЛИ П О В И Ч,
М инская обл., г. Дзержинск
Не секрет, что галогенные лампы,
применяемые в автомобилях, нередко
выходят из строя. Происходит это в
результате броска тока, возникающего
в результате того, что спираль лампы
накаливания в холодном состоянии
обладает малым сопротивлением. Вот
яркий пример: автомобильная галоген-
ная лампа, применяемая в противоту-
манных фарах, потребляет в нормаль-
ном режиме 55 Вт (при 12 В питания),
следовательно, сопротивление нити
накала в нагретом состоянии будет со-
ставлять около 2,6 Ом. На самом же
деле сопротивление, измеренное ом-
метром, чуть превышает 0,2 Ом. В ре-
зультате бросок тока составит 60 А! Для
продления срока службы ламп накали-
вания в автомобилях и другой низко-
вольтной аппаратуре и служит предла-
гаем ое у с тр о й ств о . В рем я
плавного разогрева - выхода
лампы на режим зависит от со-
противления резистора И1 и
емкости конденсатора С1, и
при указанных на схеме номи-
налах составляет около 2,5 с.
Н апряжение насы щ ения со-
ставного транзистора \/Т 1, \/Т2
можно устанавливать вращением рото-
ра резистора И2. Это позволяет подо-
брать необходимое время выхода на
режим, в зависимости от мощности на-
грузки в интервале от нуля до макси-
мальной задержки. Транзисторы \/Т 1 и
\/Т2 необходимо установить на общий
теплоотвод площадью около 100 см2,
при токе потребляемом лампой до 6 А.
В ы бор
сил о во го
тр а н зи сто р а
КТ872А не случаен. Данный транзистор
производства НПО “Т ранзистор” (г.
М инск) способен вы держивать дли-
тельное время значительные броски
тока при среднем токе до 10 А. Если
переклю чатель ЭА1 заменить пере-
мычкой, а последовательно с резисто-
ром И1 включить микротумблер или
микрокнопку - появляется дополни-
тельное удобство - отсутствие мощно-
го силового выключателя. Его роль те-
перь выполняет силовой транзистор.
Автомобильные радиоприемники,
магнитофоны и магнитолы служат сред-
ством повышения комфорта в салоне
автомобиля, снижают утомляемость во-
дителя и развлекают пассажиров. Радио-
приемник не только поддерживает актив-
ное психологическое состояние водите-
ля в дальних переездах, но и приобрета-
ет дополнительные функции по обеспе-
чению безопасности движения на доро-
гах благодаря передаваемой специаль-
но для водителя информации.
Как и любая электронная аппарату-
ра на борту автомобиля, радиоприемник
работает в сложных условиях. Основное
влияние на качество радиоприема ока-
зывают электромагнитные помехи, а так-
же быстрое и постоянное изменение ко-
ординат точки приема. Действительно,
при перемещении автомобиля с высо-
кой скоростью происходят сильные из-
менения уровня выходного сигнала, воз-
действующего на вход радиоприемника.
Эффективность радиоприема в этих ус-
ловиях во многом зависит от применяе-
мой антенны.
Электромагнитные помехи могут воз-
никать разными путями: через антенну,
некачественную экранировку радиопри-
емника, по цепи питания, а также через
антенное гнездо, если оно вынесено за
пределы корпуса аппарата
Чтобы уменьш ить проникновение
радиопомех через антенну, ее желатель-
но располагать в местах, наиболее уда-
ленных от моторного отсека, но таким
образом, чтобы коаксиальный кабель не
РЛ
Р
а д и о п р и е м
в
а в то м о б и л е
был длиннее 1,5 м (иначе происходит
сильное ослабление сигнала в кабеле).
Антенный кабель может быть и длиннее
указанной величины, но только при на-
личии активной антенны.
Помехи по цепи
питания можно час-
тично или полностью
устранить, если вос-
пользоваться специ-
альны м ф ильтром
(рис. 1). Каждая из ка-
тушек индуктивности
представляет собой
обмотку
6 ... 10 витков
провода ПЭВ диамет-
ром 0,5.
..0,65 мм, по-
мещенную в броневой сердечник из фер-
рита марки 2000 НМ. Можно использо-
вать ферритовые сердечники типа Б22,
Б26, Б30. Допустима также катушка с бес-
каркасной намоткой. Индуктивность со-
бранной катушки должна составить око-
ло 150 мкГ. Конденсаторы - любого типа,
кроме электролитического. Собирают
фильтр на плате, располагая детали так,
чтобы вход и выход были максимально
разнесены. Выходной провод (к радио-
приемнику) должен быть экранирован-
ным, фильтр необходимо установить в
коробочку из жести, которая надежно со-
единяется с массой автомобиля. Коро-
бочка с фильтром устанавливается на
брызговике возле аккумулятора, вход-
ной провод фильтра соединяется с плю-
совой клеммой АКБ через предохрани-
тель FU1 на 2.
..3 А.
Для уменьшения помех, возникаю-
щих от искрения между контактами пре-
рывателя, можно воспользоваться более
простым 1_С фильтром (рис. 2). Катушка
индуктивности выполнена на феррито-
вом сердечнике диаметром 4 мм и дли-
ной 25 мм. Намотка - 3 слоя провода
диаметром 0,64 мм (индуктивность ка-
тушки 70 мкГ). Емкость конденсатора
составляет 2.
..3 мкФ, он может быть лю-
бого типа, кроме электролитического.
В случае, когда прослушиваются ра-
диопомехи от генераторной установки
(“вой”, тон которого зависит от оборота
двигателей), нужно “плюс” генератора
соединить с “массой” через конденсатор
емкостью 2.
..4 мкФ. Желательно также
заэкранировать катушку и свечи зажига-
ния при помощи специально изготовлен-
ных колпаков из тонкой жести. Помехи
несколько снижаются, если обеспечен
надежный электрический контакт двига-
теля и капота с корпусом автомобиля.
Материал прислал Е. Ковалев,
г. Дзержинск
М Б
U
и
К радиоприемнику
\
і— —і
г
т
rv^r\
/
*
*
*
a —
1.0
-
Рис. 1
От пердичнои обмотки
\
11
ГУ^Г\
'
катуики зажигания
К клемме
а —
прерывателя
Рис. 2
предыдущая страница 17 Радиолюбитель 2002-10 читать онлайн следующая страница 19 Радиолюбитель 2002-10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст