2002
H ill
МАСТЕР KIT
Ведущий - д. т. н., профессор Г. А. КАРДАШ ЕВ,
ЗВОНЯТ, ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ
Заседание №6
1. “Ах, зубы!”
В рассказе А. П. Чехова с таким на-
званием любитель сценических искусств
Сергей Алексеич Дыбкин, доведенный до
истерии замучившей его зубной болью,
мчится на извозчике к врачу. Добравшись
до места, "Дыбкин прыгает с извозчика и
с воплем взбегает наверх по каменной
лестнице. Давит он пуговку звонка с та-
ким остервенением, что ломает свой
изящный ноготь”. Да, звонок - дело от-
ветственное.
Дело было в конце XIX века, но уже
тогда звонки были электрические и самые
разнообразные. Одноударные, с автома-
тическим прерыванием, “жужжалки” и
“дребезжащие”, с тирольским колоколь-
чиком и т.д. и т.п. Подобные звонки еще
можно увидеть в аналоговых телефонах.
“Кнопки-пуговки” тоже сохранились до на-
ших дней, а нажимая на кнопку вызова
лифта, можно и палец сломать. Сегодня
о прибытии гостей нам сообщают соло-
вьиные трели, оркестровые мелодии или
призывный "динь-дон” . Большинство
звонков теперь не электромеханические,
а электронные.
Простейший электронный звонок
можно сделать своими руками, а заодно
и потренироваться в электронике. В на-
борах МАСТЕР КИТ имеются разнооб-
разные конструкции. Остановимся на ус-
тройстве N1X038.
2. Моделирование электронного
дверного звонка 1МК038
Схема звонка
(рис. 1)
представляет
собой несимметричный мультивибратор
на биполярных транзисторах РИР и ЫРЫ
типов (\/Т1 - ВС557, \/Т2 - ВЭ137-16).
Сборку виртуальной модели начнем с
выбора транзисторов. К сожалению, в
библиотеке компонентов данной версии
программы отсутствуют необходимые но-
миналы. В принципе, можно было бы,
найдя по справочным данным характе-
ристики этих транзисторов, войти в ре-
жим редактирования их свойств и допол-
нить имеющиеся библиотеки. Однако,
типы параметров, приводимых в боль-
шинстве справочников и принятых в про-
грамме, отличаются, поэтому это требу-
ет дополнительной работы по расчетам
и увязке. Вряд ли стоит этим заниматься
с учетом назначения схемы. Другой спо-
соб, который мы выбираем, заключает-
ся в использовании идеальных приборов.
Это приведет к некоторым количествен-
ным отклонениям поведения моделей,
но, по крайней мере, качественная (и
даже полуколичественная) картина будет
правильной. При желании (или при не-
обходимости) от подобных идеализиро-
ванных схем можно перейти и к более
точным моделям.
Из
особенностей
принципиальной схемы
(рис. 1),
на которые не-
обходимо обратить вни-
мание при создании вир-
туальной модели в про-
грамме EWB и при мон-
таже реального устрой-
ства, отметим поляр-
ность электролитических конденсаторов
и батареи питания. В качестве выходно-
го устройства L (от Loudspeaker - гром-
коговоритель) в модели использован
схемный компонент Buzzer (зуммер, пи-
щик). Он выбирается на панели Indicators,
а затем редактируется по рабочей час-
тоте, напряжению и току
(рис. 2).
Нажи-
маем на управляющую клавишу [Space],
Из динамика ПК раздаются отрывистые
звуки. Не удивляйтесь тому, что при ис-
пытаниях модели они сильно
отличаются от звуков реаль-
ного звонка. Это связано с
тем, что в модели Buzzer яв-
ляется узкополосным элект-
роакустическим преобразо-
вателем, тогда как реальный
динамик - широкополосен.
Характер выходного сигнала
можно пронаблюдать на ос-
циллоскопе. Для этого в схе-
мах вводится дополнительно
к прилагаемым инструкциям
заземление и включается ос-
циллоскоп. При установке со-
ответствующим образом его
настроек на осциллограмме
Рис. 2
.II*!
Label
Value j Fault | Display |
видна типичная картина периодической
последовательности импульсов
(рис. 3).
Варьируя параметры ИС-цепей, можно
изменять как частоту следования импуль-
сов, так и их форму, что отражается на
спектральном составе звука громкогово-
Рис. 3
рителя (Buzzer эти детали не воспроиз-
водит). Рабочая частота мультивибрато-
ра определяется номиналами резисторов
и конденсаторов (R1, R2, и С1). Резисто-
ры R3, R4 и конденсатор С2 определяет
тембр звучания, а С4 - скорость измене-
ния тональности звонка (согласно инст-
рукции резистор R2 закорочен, а конден-
сатор СЗ не включен и поэтому не вве-
ден в схему модели).
3.
“Я нажал звонок знакомый. Он
ответил мне звеня”
Чтобы собрать реальный звонок, вос-
пользуемся комплектом МАСТЕР КИТ
NK038. Внешний вид монтажной платы
показан на
рис. 4.
Собрав звонок по инст-
рукции и настроив его звук по тембру и
громкости, можно поместить все устрой-
ство в подходящую коробочку. Пронзи-
тельный звук дверного звонка хорошо слы-
шен на большом расстоянии.
После нажатия на кнопку SA1 гром-
кость звука нарастает до максимального
значения в течение 60 секунд, а затем
плавно снижается (виртуальная модель,
описанная выше, демонстрирует работу
только в начальные моменты пуска). Не-
большие размеры и достаточно большая
10/2002
предыдущая страница 24 Радиолюбитель 2002-10 читать онлайн следующая страница 26 Радиолюбитель 2002-10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст