2 0 0 2
■ и ||
Б Ы Т О В А Я Р А Д И О Э Л Е К Т Р О Н И К А
А. ГАЙДУК,
222120, Минская обл., г. Борисов,
ул. Комсомольская, 56-7.
Тел. 8-029-655-68-13.
У
с тро й с тв о
ко н тро ля
работы
3-Х ФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Предлагаю вниманию радиолюби-
телей устройство, контролирующее
работу приборов, питающихся от 3-х
фазной сети, и выключающее систе-
му управления 3-х фазного питания
при отсутствии одной из фаз, пони-
женном напряжении питания одной из
фаз (перекос фаз), при повышении
тепловых режимов обмоток приборов.
Изделие состоит из следующих
функциональных блоков:
- устройство запуска электродви-
гателя;
- устройство контроля;
- светодиодной индикации;
- реле температуры.
Устройство запуска состоит из
реле времени, со временем сраба-
тывания 40 с.
Группы контактов реле времени
включены следующим образом:
- 4, 5,
6
- группы реле времени,
подключены к верхним контактам
магнитного пускателя;
-
1
,
2
, 3 - группы реле времени,
подключены к нижним контактам маг-
нитного пускателя;
- 7,
8
, 9 - средние контактные
группы реле времени.
Напряжение находится на верх-
них группах контактов 4, 5,
6
. Устрой-
ство контроля находится в обесто-
ченном состоянии.
При нажатии кнопки БВ1 “Пуск”
средние группы контактов реле време-
ни находятся в сработанном состоя-
нии, т.е. включается устройство конт-
роля на 40 с. Этого времени достаточ-
но для того, чтобы нажать пусковую
кнопку электродвигателя.
Включается магнитный пускатель и
двигатель начинает работать. По ис-
течении 40 с реле времени возвраща-
ется в исходное положение, т.е. отклю-
чается, но двигатель продолжает ра-
ботать, так как средние контактные
группы реле времени переключаются
на нижние контакты пускателя 1 ,2 ,3 ,
которые находятся под напряжением.
Происходит контроль работы электро-
двигателя по питанию в
6
точках схе-
мы - на верхних и нижних контактах
магнитного пускателя. На каждую фазу
цепи питания устройства контроля
включены светодиоды индикации на-
личия фаз.
Принцип работы реле температу-
ры состоит в следующем. Датчиком
температуры является германиевый
транзистор марки МП, закрепленный
в определенной точке корпуса элект-
родвигателя. При повышении каких-
либо эксплуатационны х режимов,
электродвигатель начинает греться.
При достижении температуры корпу-
са электродвигателя +80°С, происхо-
дит тепловой пробой перехода герма-
ниевого транзистора, транзистор от-
крывается, срабатывает схема тепло-
вого реле. Реле срабатывает и само-
блокируется. Магнитный пускатель от-
ключается, электродвигатель оста-
навливается.
При разработке и изготовлении ус-
тройства автор исходил из следующих
принципов: простота и надежность
схемы; минимальное количество дета-
лей и радиоэлементов; отсутствие
дефицитных радиоэлементов и дета-
лей; легкая повторяемость устройства;
100
% защита прибора (электродвига-
теля), питающегося от 3-х фазной сети.
Этого удалось достигнуть!
Устройство контроля применено
мной на НПРУП “Экран”, на насосной
станции водооборотного снабжения
для защиты электродвигателей мощ-
ность 2x75 кВт и 2x55 кВт.
До установки устройства контроля
на насосной станции “сгорало” по раз-
ным причинам до пяти электродвига-
телей в месяц - теперь в течение года
ни одного.
Устройство контроля не содержит
ни фотоприемников, ни светопере-
датчиков.
За подробным описанием и техни-
ческой документацией устройства
можно обращаться к автору.
Ф!
Ф2
ФЗ
РЛ
А в т о м а т и к а все гд а п о м о ж е т
предыдущая страница 14 Радиолюбитель 2002-11 читать онлайн следующая страница 16 Радиолюбитель 2002-11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст