Вокруг автомобиля
БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
I
ДЕКАБРЬ
nil!
И
ндикатор
н а п ряж ен и я
НА АККУМУЛЯТОРЕ
_ _ J ^ i= ra
А- КОЛДУНОВ,
Автомобильный регулятор на-
пряжения - хоть и надежная вещь,
но все равно иногда выходит из
строя с вытекающими отсюда, в пря-
мом смысле этого слова, послед-
ствиями. Застраховаться от такой
“беды” можно, заменив механичес-
кий регулятор напряжения электрон-
ным, дополнив его звуковым и све-
товым индикаторами. Один из вари-
антов электронного индикатора-ре-
гулятора я и предлагаю читателям.
Кстати, подобный регулятор будет
незаменимым и для тех радиолюби-
телей, у которых аккумулятор стоит
в “домашней лаборатории”.
Схема устройства приведена на
рис. 1. На сдвоенном операционном
усилителе (ОУ) собраны компарато-
ры входного напряжения; напряже-
ние с выводов аккумулятора на вхо-
ды ОУ подается через резистивный
делитель R2, R3, а образцовое на-
пряжение, с которым первое срав-
нивается, подается на входы ОУ с
движков подстроечных резисторов
R4 и R6. Стабилизируется образцо-
вое напряжение простейшим стаби-
лизатором на элементах R1, VD1.
Усилитель DA1.1 реагирует на
повышение напряжения, a DA1.2 -
на понижение. Когда напряжение на
аккумуляторе находится в пределах
нормы (устанавливается резистора-
ми R4 и R6; напряжение стабилиза-
ции стабилитрона VD1 должно быть
меньше минимального входного на-
пряжения), звуковой индикатор не
работает, а светодиод Н И светится
довольно приятным золотисто-жел-
тым цветом (заодно он отпугивает
потенциальных автоугонщиков), ког-
да меньше нормы - моргает зеле-
ным цветом (звуковой индикатор
тоже “оживает”), а когда больше -
моргает красным.
Если напряжение на входе схе-
мы - в пределах нормы, то на пря-
мых входах обоих компараторов на-
пряжение больше, чем на инверс-
ных, на выходах ОУ - уровни логи-
ческой 1, через элемент “2И” на ре-
зисторе R10 и диоде VD2 оба гене-
ратора на микросхеме DD1 затормо-
жены, и светятся оба светодиода
светодиодной матрицы Н И . Как
только напряжение на аккумуляторе
станет меньше нормы, напряжение
на прямом входе компаратора DA1.1
станет меньше напряжения на инвер-
сном, и этот компаратор переключит-
ся. Уровень логического 0 с его вы-
хода погасит красный светодиод и
запустит оба генератора. Низкочас-
тотный генератор (DD1.1, DD1.2) ра-
ботает на частоте около 6 Гц; он пе-
риодически включает/выключает
светодиод и высокочастотный гене-
ратор (DD1.3 и DD1.4). Последний
должен быть настроен на резонанс-
ную частоту пьезоизлучателя BQ1
(удобней всего это делать подбором
емкости конденсатора С4).
Аналогичные процессы произой-
дут и в том случае, если напряжение
на аккумуляторе станет выше нормы.
Только в этом случае переключится
нижний по схеме компаратор.
Для более устойчивой работы
компараторов в схему введена
очень небольшая положительная
обратная связь по напряжению (ре-
зисторы R5, R7). Благодаря этой
связи компараторы перестали вся-
кий раз “думать”, нужно ли им пере-
ключаться, или еще рано. Но ее ве-
личина должна быть небольшой (со-
противление резисторов должно
быть довольно большим), иначе по-
лучится что-то несуразное.
Этот индикатор напряжения спо-
собен также выполнять функции ре-
гулятора напряжения. Цепь заряда
аккумулятора коммутируется контак-
тами поляризованного реле с двумя
обмотками (такой вариант по по-
требляемому току наиболее эконо-
мичен), а для усиления управляю-
щего якорем реле тока используют-
ся транзисторы V 1 1 и \/Т2. Транзис-
торы управляются короткими им-
пульсами тока, проходящими через
конденсаторы С5 или С6 на их базы.
Эти импульсы должны быть такой
длительности (регулируется подбо-
ром емкостей конденсаторов), при
которой реле надежно переключает-
ся. Так как оба транзистора большую
часть времени закрыты, то в схеме
можно использовать даже довольно
мощные реле, потребляющие по це-
пям управления значительный т о к -
на энергопотреблении “спящей” схе-
мы это практически не отразится. Но
Рис. 1
но:
M l j
РЛ
1 2 /2 0 0 2
предыдущая страница 13 Радиолюбитель 2002-12 читать онлайн следующая страница 15 Радиолюбитель 2002-12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст