2002
БЫТОВАЯ РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
транзисторы нужно будет заменить
на более мощные. Указанный на схе-
ме тип реле способен коммутиро-
вать обоими контактами, включен-
ными параллельно, ток не более
2...3 А.
Микросхему К157УД2 желатель-
но заменить любой другой - как оди-
нарной, так и сдвоенной. К сожале-
нию, данная микросхема не имеет на-
дежной защиты по входам/выходам,
поэтому очень часто выходит из
строя. Для этой схемы идеально
подходит сдвоенный ОУ типа 1_М358
или 1_М2904, но эти микросхемы еще
нужно “поискать". Цоколевка у них
другая - они вообще выпускаются в
корпусе с восьми выводами. Микро-
схему РР1 можно заменить импорт-
ным аналогом - 4001, транзисторы
У Т 1 и
\П2
- более мощными типа
КТ814 или КТ816. Резистор И1 дол-
жен быть такого сопротивления,что-
бы через стабилитрон \Ю1 даже при
минимальном входном напряжении
протекал “лишний" ток в несколько
миллиампер. Иначе схема будет не-
стабильно работать.
Печатная плата устройства при-
ведена на рис. 2. Она рассчитана на
“установку" в спичечный коробок или
любую другую коробочку аналогич-
ных размеров. Светодиод Н И и из-
лучатель В01 припаиваются со сто-
роны дорожек, для них на панели
машины нужно просверлить неболь-
шие отверстия. Излучатель В01, с
целью получения большой громкос-
ти звука, можно включить по мосто-
вой схеме, соединив его нижний по
схеме вывод с выходом элемента
Рис. 2
0 0 1 .3 . Реле К1 устанавливается
снаружи корпуса устройства.
Один из выводов пьезоизлучате-
ля В01 типа ЗП-З рассчитан на пру-
жинный контакт. В этой же схеме кон-
такт должен быть паянным. Сделать
это очень просто: вначале нужно на
“свободной"поверхности небольшой
пьезокерамической пластинки но-
жом зачистить небольшую площад-
ку (слишком не усердствуйте - слой
металла очень тонок), а потом залу-
дить ее паяльником, на жале кото-
рого есть немного канифоли (и при-
поя, естественно). К залуженной
площадке припаивается очень тон-
кий проводок (за его лучше не дер-
гать - оторвете вместе с площадкой).
Собранное из исправных дета-
лей на плате автора устройство на-
чинает работать сразу - нужно толь-
ко настроить конденсатором С4 вы-
сокочастотный генератор на резо-
нансную для В01 частоту и, вращая
движки резисторов И4 и И6, устано-
вить нужное напряжение срабатыва-
ния для обоих компараторов. Вна-
чале на схему подают “среднее” на-
пряжение (12,6 В) и, вращая их
движки, добиваются, чтобы загоре-
Рис. 3
лись оба светодиода матрицы Н И .
Подав минимальное напряжение
(11,4 В), вращают движок резистора
И4, пока светодиод Н И не заморга-
ет зеленым цветом, а подав макси-
мальное (14,4 В) - вращают движок
резистора И6, пока не заморгает
красный цвет. На этом настройка ус-
тройства окончена.
Сопротивление резисторов И4 и
И6 должно быть как можно больше
- при этом можно будет увеличить
сопротивление резистора И1, благо-
даря чему потребляемый устрой-
ством ток (протекающий, в основ-
ном, только через эти резисторы)
несколько уменьшится.
Реле К1 должно нормально ра-
ботать при напряжении, меньшем
минимально допустимого напряже-
ния на аккумуляторе. Исключать из
схемы звуковую сигнализацию неже-
лательно, к сожалению, реле успе-
вает переключиться далеко не все-
гда. О последствиях этого автор упо-
минает в начале статьи.
Литература
1. Радиолюбитель, 2000, №5, с. 30.
2. Радиомир, 2002, №7, с. 26.
г. Чечерск
С
а м о б л о к и р у ю щ е е
р е л е
Предлагаю
принципиальную
электрическую схему реле с само-
блокировкой (рис. 1), где одна груп-
па контактов работает на блокиров-
ку и на нагрузку.
Напряжение 12 В через замкну-
тый контакт БА1 поступает на точку
Б, при замыкании контактов БА2 на-
пряжение питания подается на реле
в точке К, а также в нагрузку, реле
К1 срабатывает и замыкает контакт
К1.1, что в свою очередь самоблоки-
рует реле К1 и пропускает ток к на-
грузке. Для выключения реле доста-
точно нажать на кнопку БА1 и реле
обесточится, контакт К1.1 разомкнет-
ся, и поскольку кнопка БА2 разомк-
нута, реле выключается. Для того,
чтобы снова включить реле, доста-
точно нажать и опустить кнопку 8А2.
Падение тока в нагрузке, напри-
мер, короткое замыкание, приводит
к падению тока в точке С, что приво-
дит к падению тока в точке К при
включенном реле и обесточиванию
реле, из-за чего контакты К1.1 раз-
мыкаются и реле автоматически от-
ключается, происходит защита от ко-
роткого замыкания нагрузки.
Р.Э.
Такое самоблокирующее реле
с защитой уже год используется в си-
стеме зажигания автомобиля ЗИЛ-130
вместо замка зажигания.
12/2002
I
Вокруг автомобиля
предыдущая страница 14 Радиолюбитель 2002-12 читать онлайн следующая страница 16 Радиолюбитель 2002-12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст