КОЛОНКА РЕДАКТОРА
\|рл
П
л а ги а т
к а к
с р е д с т в о
н е тр у д о в ы х
доходов
Читая наш "Радиолюбитель", все чаще ловлю себя на мысли: где-то я
это уже видел, читал.
.. Уж очень знакомые схемы попадаются! Речь не
идет о хрестоматийных, классических, таких как мультивибратор и д р , а
именно о схемах, опубликованных ранее, появляющихся вновь, но под
другими фамилиями Может быть, авторы поменяли фамилии, или стали
творить под псевдонимом7 И тут же возникает контрвопрос: а зачем им
это нужно? Ответа не нахожу Действительно им-то это зачем! Авторы
любых своих произведений гордятся своей работой, дорожат своей фа-
милией, репутацией.
.. и честью.
А если ну совершенно одинаковые разработки появляются в печати?
Значит, кто-то из авторов - лжеавтор. а точнее - плагиатор. В народе
таких зовут просто ворами
Давайте заглянем в толковый словарь Просмотрев несколько слова-
рей включая Словарь русского языка" С. И. Ожегова, решил остановить-
ся на трактовке понятия плагиата в Кратком словаре современных поня-
тий и терминов" (изд. "Республика", 1993 год, Москва), как более совре-
менном, точном и полном.
Плагиат
(от лат.
plagium
- кража, похищение) - непосредственное
заимствование чужих идей, технических решений, изобретений, части или
целых произведений без указания источника, присвоение авторства (см.
также компиляция)
Компиляция
(от лат.
kompilatio
- похищение, ограбление, собирание)
- объединение обработок чужих исследований или произведении неори-
гинального характера как правило, без соответствующих ссылок на ав-
торство; литературная кража
Чтобы более не возвращаться к упомянутому словарю, следует об-
ратиться еще к одному понятию.
Клептомания
( от греч.
klepto
- ворую ) - болезненное, непреодоли-
мое стремление к воровству, импульсивно возникающее у некоторых ду-
шевнобольных.
Клептомания может развиться и у “нормального" плагиатора (чело-
века, занимающегося плагиатом), чувствующего полную безнаказанность
в деятельности, связанной с личным обогащением. Клептомания - недет-
ская шалость, замешанная на наивности и незнании этических норм и
Законов, а болезнь, которую лечат в спецучреждениях Минздрава. Это их
прерогатива. Мы же поговорим о плагиате и ответственности плагиато-
ров в свете Законов РБ
Истоки воровства, как такового, теряются в глубинных слоях истории.
Ветхозаветная заповедь - не кради - яркое тому подтверждение Но только
в эпоху Возрождения появляется большое количество инженеров-изоб-
ретателей, отстаивающих свои права и положение в обществе. Дух изоб-
ретательства и нововведений охватил в это время все слои общества
Наряду с истинными изобретателями появилось множество самозванцев
и псевдоизобрегателей. которые не гнушались воспользоваться чужими
идеями и работами
Поэтому-то в работах Леонардо да Винчи часть записей засекречена
(написаны в зеркальном отображении) а значит, и некоммуникативны.
Однако засекречены не потому, что недоступны непосвященным, а. на-
против, потому, что любой может выдать их за свои ("украсть"), что неред-
ко случалось, и о чем с горетью он сетовал [1].
А вот как К. Маркс характеризовал моральный облик английского пред-
принимателя Аркрайта, цирюльника, занявшегося изобретательством и
присвоившего себе ряд чужих патентов. "Кто знаком с биографией Арк-
райта, тог никогда не даст этому гениальному цирюльнику звания “благо-
родный" Из всех великих изобретателей XVII века это был бесспорно ве-
личайшмй вор чужих изобретений и самый низкий субьекг” [2].
Только эти два примера позволяют сделать вывод, что с появлением
интеллектуальной собственности появляются и люди, желающие ею вос-
пользоваться. И не просто воспользоваться (для себя, в единичном слу-
чае), а с целью получения прибыли, наживы, обогащения, как обычный
вор те. в корыстных целях. Если в древние времена вору отрубали руку,
то в эпоху гуманизации общества вора судят в соответствии с Законом И
незнание Закона не является смягчающим обстоятельством и не осво-
бождает от отвественности
В Декларации прав человека есть особый раздел, гласящий, что каж-
дый имеет право на творчество и его результаты. Значит, авторское пра-
во - неотъемлемое право человека А для того, чтобы авторское право
не нарушалось, в нашей республике, как и в других, создано Управление
по авторским и смежным правам при Совете Министров РБ. которое при-
нимает соответствующие меры при обнаружении ф акта использования
результатов авторского труда без согласия автора, вплоть до применения
судебных санкций. Все действия, конечно, регламентированы новой ре-
дакцией Закона РБ “Об авторском праве и смежных правах" [3] который
прошел экспертизу во Всемирной организации интеллектуальной соб-
ственности. Этот Закон соответствует нормам международного права и в
полной мере защищает права автора.
Объем журнальной статьи не позволяет ознакомить читателей с За-
коном полностью, поэтому приведу только основные статьи, которые дол-
жны знать авторы и не нарушать плагиаторы.
Статья 6. Объекты авторского права
1. Авторское право распространяется на произведения науки, лите-
ратуры и искусства, находящиеся в какой-либо объективной форме, пись-
менной (рукопись, машмнопись, нотная запись); электронной (компьютер-
ная программа, электронная база данных); звуко- или видеозаписи (маг-
нитной, оптической, электронной); изображения (картина, рисунок, кино-,
теле- видео-, фотокадр); объемно-пространственной (скульптура, макет,
сооружение).
2. Часть произведения (включая его название), которая обладает при-
знаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи и может использоваться
самостоятельно, является объектом авторского права.
3. Авторское право на произведение не связано с правом собствен-
ности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Стат ья 11. Авторское право на составные произведения
1.
Автору сборника и других составных произведений (составителю)
принадлежит авторское право на осуществленные им подбор и располо
жение материалов, представляющих результат творческого труда (соста-
вительство)
Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения
им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное про-
изведение.
Статья 12 Авторские права на переводные произведения
1 Переводчикам и авторам других производных произведений при-
надлежит авторское право на осуществленные ими перевод, инсцени
ровку аранжировку или другую переработку при условии соблюдения ими
прав автора произведения.
Статья 15 Личные неимущественные права
1. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие
личные неимущественные права: право признаваться автором произве-
дения (право авторства); право использовать или разрешать использо-
вать произведение с подлинным именем автора, псевдонимом или без
обозначения имени, то есть анонимно (право на имя), право на защиту
произведения, включая его название, от всякого искажения или иного по-
сягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право
на защиту репутации); право обнародовать или разрешать обнародовать
произведение в любой форме (право на обнародование).
Статья 40. Защ ита авторских прав и смежных прав
1. За защитой своего авторского права или смежных прав правообла-
датели обращаются в установленном порядке в судебные и другие орга-
ны в соответствии с их компетенцией
2. Правообладатели вправе требовать: признания авторского или
смежных прав; пресечения действий нарушающих авторские или смеж
ные права или создающих угрозу их нарушения; возмещения убытков,
включая упущенную выгоду; выплаты компенсации в сумме от 10 до 50
тысяч минимальных заработных плат, определяемой судом, вместо воз-
мещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонару-
шения.
Л итература
1. В Г. Горохов. Знать чтобы делать Иэд.”3нание", 1987 г стр 66
2. Маркс К , Энгельс Ф. Соч. т 23. стр 435
3. Закон № 194-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон РБ"
(вступил всилу 19 августа 1998 г.) “Об авторском праве и смежных правах".
Редакция журнала “Радиолюбитель" и главный редактор приносят свои извинения журналу ‘‘Радио’’ и ее главному редактору
Юрию Крылову за публикацию статьи И. Нечаева из г. Курска “УКВ приставка к трехпрограммному громкоговорителю", РЛ №5/2001,
стр. 36, которая является копией статьи И. Нечаева, опубликованной ранее в журнале “Радио". Искренне надеемся, что наши колле-
ги из журнала “Радио”, на публикациях которого выросло не одно поколение радиолюбителей, поймут нас, что сделано было это не
умышленно и мы не допустим в дальнейшем публикаций плагиата в нашем журнале.
^
Главны й редактор журнала “Радиолюбитель" Валентин Бензарь, ЕШАА/5В4АСМ.________________________________________
3/2003
предыдущая страница 3 Радиолюбитель 2003-03 читать онлайн следующая страница 5 Радиолюбитель 2003-03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст