капот остаются незакрытыми, то ох-
ранная система будет каждые 6 с по-
давать короткий звуковой сигнал. В
этом состоянии система АОСД следит
за состоянием датчика удара и реа-
гирует на все колебания корпуса ав-
томобиля. При закрытии машины ох-
ранная система переходит в режим
ОХРАНА.
Если после вскрытия капота будут
предприняты попытки заблокировать
систему АОСД беспорядочным под-
ключением и отключением прово-
дов к аккумуляторной батарее, это ни
к чему не приведет. Система при под-
ключении проводов питания к аккуму-
ляторной батарее будет блокировать
работу замка зажигания и, в зависи-
мости от состояния выключателей две-
рей, капота, багажника и состояния
датчика ударных воздействий, пода-
вать звуковые сигналы в соответствии
с описанным выше алгоритмом.
7.
ДАТЧИК УДАРА - программным
путем реализован двухуровневый дат-
чик удара. При первом слабом толчке
охранная система подаст короткий
предупредительный двойной сигнал и
войдет в состояние тревожного ожи-
дания. Если в течение 6 с не будет
повторного воздействия, то система
вернется в исходное состояние охра-
ны. Если же в течение этого времени
будет слабое повторное воздействие,
то система войдет в режим сигнали-
зации и подаст 8 звуковых сигналов и
затем вернется в режим ОХРАНА.
При сильном толчке охранная си-
стема сразу входит в режим сигнали-
зации, подает 16 звуковых сигналов
и затем возвращается в состояние
ОХРАНА.
При звуковой сигнализации по сра-
батыванию датчика удара всегда сра-
батывает реле блокировки К2
(рис.1),
разрывая цепь подачи питания 12 В на
замок зажигания автомобиля. При воз-
врате АОСД в режим ОХРАНА блоки-
ровка снимается.
При звуковой сигнализации по сра-
батыванию датчика удара система
АОСД также непрерывно проверяет
состояние выключателей дверей, ба-
гажника и капота. При срабатывании
хотя бы одного выключателя система
немедленно переходит в состояние
ВЗЛОМ.
Прервать звуковую сигнализацию
от датчика удара можно, нажав на
кнопку родного брелка. При этом сис-
тема АОСД вернется в состояние ОХ-
РАНА
с
частотой мигания светодиода
\Ю1
(рис. 1),
равной 0,6 Гц.
Чувствительность датчика удара
регулируется резистором ИР1 платы
УОС после установки и закрепления
датчика в выбранном месте экспери-
ментальным путем. Датчик удара мо-
жет быть другого типа. Например,если
это контактный механический датчик,
то схема УОС в этом случае значитель-
но упрощается за счет исключения
микросхемы DA1
(рис. 2)
и окружаю-
щих ее резисторов и конденсаторов.
Если применить датчики промышлен-
ного исполнения, то, в зависимости от
вида выходного сигнала, необходимо
будет скорректировать программу мик-
роконтроллера PIC12F629 и изменить
схему УОС.
Фотоприемник необходимо разме-
стить в месте, прозрачном для инф-
ракрасных лучей, например, на краю
лобового стекла, на боковом стекле
водителя или подвесить в салоне ав-
томобиля, закамуфлировав под иг-
рушку и т.д. Можно попробовать уста-
новить фотоприемник за пластмассой
приборной панели, высверлив в ней
небольшое отверстие для прохожде-
ния инфракрасных лучей таким обра-
зом, чтобы плоскость фотоприемни-
ка была обращена к боковому стеклу
водителя.
Микроконтроллер DD1
(рис. 3)
брелка формирует многоразрядный
код и передает его в режиме фазоим-
пульсной модуляции на затвор тран-
зистора VT1 типа КП505А. Инфракрас-
ный диод VD1 на схеме
(рис. 3)
жела-
тельно применить типа АЛ147А или
других типов, применяемых в пультах
дистанционного управления к телеви-
зорам. При этом необходимо помнить,
что дальность действия брелка зави-
сит и от типа инфракрасного диода, так
как они имеют разную мощность и ча-
стоту излучения. Дальность действия
брелка может меняться в этом случае
в диапазоне 1.
..5 м. Светодиод VD2
(рис. 3)
- контроль посылки кода. Кон-
струкция брелка произвольная, в за-
висимости от применяемых элементов
питания и конструкторских способно-
стей радиолюбителя. Элементы пита-
ния могут быть, например, типов: AG13
- 2 шт., R03 - 2 шт., CR2032 - 1шт.,
малогабаритные аккумуляторы на 3 В
и т.д. От выбранных источников пита-
ния и их емкости зависит длительность
работы брелка от одного комплекта
элементов питания.
Для повышения надежности рабо-
ты охранной системы питание для
микроконтроллера DD1
(рис. 2)
и пи-
тание на фотоприемник DA1
(рис. 1)
подается от отдельных источников 5 В
на стабилитронах КС156Г.
Фотоприемник DA1 типа ILMS5360,
SFH506-36, TFMS5360, ТК-69.
Резистор РР1
(рис. 2)
типа СП5-
16ВА или любого другого типа. Разъем
ХР1
(рис. 2)
типа РШ2НП-1-23 или
другого типа на 12 и более контактов.
Микроконтроллеры Р1С12Р629 на пла-
те УОС и на плате брелка устанавли-
ваются на переходную панельку на 8
контактов. Выключатель ЭА1 может
быть любого типа, желательно мало-
габаритный.
Реле К1 и К2 - любые реле на 12 В
с допустимым током через контакты
8.. 15 А и более, в зависимости от ком-
мутируемой нагрузки.
Платы УОС и брелка могут быть
выполнены как печатным, так и навес-
ным способом.
После наладки плату УОС необхо-
димо покрыть лаком для уменьшения
воздействия влаги в экстремальных
климатических условиях. При изготов-
лении охранной системы необходимо
также обращать внимание на точное
исполнение электрических схем, на-
дежность паек и соединений при мон-
таже системы. От этого в большой сте-
пени зависит надежность работы ав-
томобильной охранной системы.
Для проверки температурной ста-
бильности системы АОСД плата УОС,
не покрытая лаком, вместе с фотодат-
чиком помещалась в стеклянную бан-
ку, в которую подавался поток горячего
воздуха температурой 75 °С на время
30 минут. Датчик удара и выключатель
находились вне банки. В течение всего
время обдува проверялась работа си-
стемы АОСД как от брелка, так и по
срабатыванию выключателя и датчика
удара. Исследование работы охранной
системы в этом режиме не выявили
сбоев в работе системы АОСД. Через
10 минут плата УОС вместе с выклю-
чателем, датчиком удара и фотодатчи-
ком были помещены в морозильную
камеру холодильника Минск-161 на 1
час. Исследование работы охранной
системы во время нахождения блока в
холодильнике и после не выявили сбо-
ев в работе системы АОСД.
За консультацией по поводу ра-
боты схемы автомобильной охран-
ной системы АОСД и со своими по-
желаниями и предложениями обра-
щаться к автору статьи.
Литература
1. “Цифровой автосторож". Радио-
любитель, №11/1991 г, с. 29.
2. “Противоугонные автомобиль-
ные системы”. А. Мирошников, изд. “За
рулем”, 2000 г.
3. “Простая автомобильная охран-
ная система на Р1С12С508А”. Радио-
любитель, №2/2002 г, с.16. .
.17.
предыдущая страница 17 Радиолюбитель 2003-05 читать онлайн следующая страница 19 Радиолюбитель 2003-05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст