амусиенко
р ЕГулятор ТЕМПЕРАТУРЫ
ВОЗДУХА В КАБИНЕ
Грузовой магистральный автомо-
биль КАМАЗ оснащен отопителем
кабины, что очень удобно, а в север-
ных районах страны - просто необ-
ходимо
Однако, система управле-
ния отоплением выполнена так, что
для поддержания требуемого тепло-
вого режима приходится то и дело
включать и выключать печку тумбле-
ром Это приводит к большим коле-
баниям температуры воздуха в ка-
бине А во время движения по трас-
се отвлекаться еще и опасно
Работа
т е р м о с т а б и -
л и затора
не
раз была опи-
сана в техни-
ческой л и те -
ратуре, поэто-
му
приведу
только краткие
сведения
о
нем
Здесь
нужно только
учесть, что в
Установленный на КАМАЗе ото-
питель имеет только две ступени ре-
гулирования обогрева кабины авто-
матика управления отсутствует Из-
за этого температуру воздуха прихо-
дится поддерживать вручную
Предлагается дополнить отопи-
тель кабины электронным стабили-
затором температуры
который ав-
том атически отклю чит отопитель
при достижении заданной темпера-
туры воздуха и включит при ее по-
нижении Диапазон установки темпе-
ратуры составляет 18
24°С
Габа-
риты устройства - 110x50x30 мм
грузовике тяжелые условия эксплу-
атации Это и вибрация, и пары ак-
тивных газов Отсюда повышенные
требования к конструкции и радио-
компонентам Датчик температуры-
терморезистор R2 (рис.
1)
- вклю-
чен в плечо измерительного моста,
образованного резисторами R1, R2,
R4 и R5+R6
Аналоговый сигнал с
диагонали моста поступает на вход
компаратора DA1
С компаратора
сигнал поступает на транзисторный
ключ V 11, нагрузкой которого служит
реле К1
При низкой температуре
(ниже порога, устанавливаемого пе-
ременным резистором И
6
) транзис-
тор открыт, контакты реле К1 1 зам-
кнуты, электродвигатели отопителя
включены и подают теплый воздух в
кабину При повышении температу-
ры в кабине сопротивление термо-
датчика уменьшается, компаратор
закрывает транзистор, реле обесто-
чивается и выключает питание элек-
тродвигателей отопителя Порог пе-
реключения задается переменным
резистором И
6
Для более четкой
работы термостабилизатора предус-
мотрен “гистерезис" компаратора,
обеспечиваемый цепью И7, ИЗ На-
пряжение питания измерительного
моста и компаратора стабилизиро-
вано параметрическим стабилизато-
ром ИЮ, \Ю1
В регуляторе приме-
нены постоянные резисторы МЛТ,
переменный - СПЗ-4вМ, конденса-
торы С1 - КМ-5, С2 - К52-1, СЗ -
К73-9 Терморезистор-М М Т-1, реле
- РЭС-
6
, паспорт РФО 452 103
Один из вариантов схемы под-
ключения регулятора к электрообо-
рудованию грузовика КАМАЗ пока-
зан на рис.
2
Устройство включается в разрыв
провода, идущего с пульта управле-
ния на электродвигатели отопителя
предыдущая страница 9 Радиолюбитель 2003-06 читать онлайн следующая страница 11 Радиолюбитель 2003-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст