г. Воронеж
А
в т о з в у к
в
с в о е й
м а ш и н е
Давно читаю журнал “Радио”, и наи-
более интересны для меня системы, где
использованы нестандартные подходы.
И вот решил сам попробовать подойти
к проблеме звука в своей машине не-
стандартно!
Я отношусь к довольно многочислен-
ной категории людей, которые хотели бы
ездить с нормальным звуком уже сегод-
ня, а серьезный бюджет прямо сейчас
выделить нет возможности. Выходов их
этой ситуации два либо отложить стро-
ительство системы до более благопо-
лучных времен, а до той поры занимать-
ся автозвуком “вприглядку”, либо пойти
на применение кустарных технологий,
подручных материалов, ну и, конечно,
кучи собственного времени в процес-
се приведения всего в соответствие с
задуманным
Предлагаю вашему вниманию уста-
новку, реализованную мной в своей ма-
шине (VW GOLF 11) на основе младших
компонентов Sony Xplod и отечественной
бытовой акустики 25АС-50. Приблизи-
тельная смета проекта - около 250 у е.
(вместе с покупкой динамиков и ДСП), а
результат был оценен друзьями и колле-
гами (в том числе людьми, у которых ох
какие непростые системы в машинах сто-
ят) как весьма впечатляющий.
..
Для начала разбираем колонки (в
смысле, вынимаем динамики) и опреде-
ляем их фактические параметры. Этому
пришлось научиться, о чем ни секунды
не сожалею, потом опыт пригодится и в
работе с другими проектами. Результа-
ты измерений повергают в ужас: как го-
ловка 50ГДН-3-30 вообще могла играть
в таком фазоинверторе, - она ж рожде-
на для закрытого ящика! И зачем ее во-
обще из ящика выпускают! Возможно,
правы специалисты, утверждающие, что
фазоинвертное оформление в домаш-
ней акустике - во многом дань моде и
маркетингу. Ну, боге ним, с маркетингом,
не в этом суть. Родной объем ящика ко-
лонки-около 40 литров, не знаю как для
других, а для меня это многовато, мы то,
грешные, привыкли иногда еще и в ба-
гажнике что-нибудь возить.
.. В то время
JBL Speakerschop говорит, что при плот-
ном заполнении ящика поглощающим
материалом (так это называется heavy
filling) можно уложиться в 25.
..30 литров
(салончик то маленький).
Окрыленные такой перспективой,
берем рулетку, обмеряем левую (по ходу)
нишу багажника, потом садимся за
AutoCad и получаем искомый чертеж.
Идея в том, чтобы урезать один из ящи-
ков до таких размеров и формы, чтобы
он встал позади стойки задней подвески
(если в такой же машине). Родной ящик
отечественных колонок сделан очень
добротно из 20 мм фанеры и 16 мм ДСП,
так почему бы это не использовать.
Теперь нужно аккуратно отпилить
электролобзиком от него все лишнее
(естественно, сверяясь с автокадовс-
ким чертежом), заглушить отверстия
под СЧ/ВЧ головки и фазоинверторы. Из-
нутри ящик желательно проклеить или
промазать чем-нибудь виброгасящим и
обязательно (и основательно) заполнить
звукопоглотительным материалом. Кар-
пет и прочий декор оставим за кадром,
хотя можно уточнить: карпет прекрасно
приклеивается клеем “Момент“, а гриль
годится родной, от АС. Во спасение бюд-
жета все средства хороши!
Пора заняться фронтом. Пищалки в
колонках, послуживших сырьем для про-
екта - изодинамические. Применитель-
но к автомобильной системе это означа-
ет совершенно неприемлемые, на пер-
вый взгляд, размеры. Однако после не-
большой доработки они встали в штат-
ные места торпеды с направлением на
лобовое стекло (на отражение).
Под 13-сантиметровые СЧ головки
пришлось пожертвовать карманами в
дверях. Однако подиумов можно не де-
лать: в колонках уже были специальные
стаканы под них - просто прорезаем в
карманах отверстия нужного размера,
подпиливаем эти самые стаканы и
вставляем их в полученные отверстия
под нужным углом. Приклеиваем специ-
альным клеем для пластика (по специ-
фике своей работы я использовал
REHAU для пластиковых окон), клея не
жалеем, чтобы он загерметизировал все
щели, даем высохнуть, и привинчиваем
динамики шурупами прямо к получен-
ным фланцам (резиновые прокладочки
берутся из останков разоренных коло-
нок). Выглядит, конечно, своеобразно -
этакий industrial design, зато “дешево, на-
дежно и практично".
Разделительные фильтры использу-
ются из этих же колонок, только надо
выбросить басовое звено и подкоррек-
тировать нижнюю частоту среза СЧ го-
ловки, опустив ее до 100.
..120 Гц. Здесь
на первом этапе я схалтурил, оставив
сигнал на СЧ снизу вообще не “подре-
занным”, в результате на максимальной
громкости, да совместно с любимой на-
родом функцией “D-Bass”, динамики по-
хрипывали. После установки ФВЧ хрипы
исчезли. Разместить фильтры можно в
любом удобном месте, но я разместил в
нижней полочке справа - она настолько
глубокая, что пользоваться ей по назна-
чению все равно не удобно.
Ну вот, дошли до главного - собствен-
но источника и усилителя. “Голова" Sony
CDX-L400X ставится на свое родное ме-
сто (в торпеде), усилитель я использо-
вал из своей конструкции [1]. Усилитель
размещен на верхней плоскости сабву-
фера (там как раз достаточно места и для
охлаждения).
Все подключается по простой схеме:
магнитола на фронт, усилитель на саб-
вуфер. и начинается беготня с водитель-
ского места к багажнику с отверткой (если
вы используете встроенный кроссовер),
регулировки, прослушки, компакты, на-
клон пищалок к стеклу, от стекла, ну, в
общем, не забудьте завести двигатель-
штатный аккумулятор на максимальной
громкости сядет минут за пять.
Итого: громкий чистый звук, более
или менее правильная сцена, неожидан-
но “вкусный”, музыкальный бас, без вся-
кого гудения, это все подтверждают. К
сожалению, все отмечают и довольно
заметную локализацию баса сзади, с
этим еще буду бороться. Но все-таки, это
лучше, чем музыка Sony, 4 колонки, и
примерно за те же деньги.
Формула перевода из объема в лит-
раж (размеры даны в метрах):
L = 0,3 0,3 0,3 1000.
Литература
1.
Тычинский А. Простой УМЗЧ.
Радиолюбитель, 2003, №2, с.
8
.
г
д
ПРОСТОЙ УМЗЧ
возвращаясь
к
напечатанному
(“ РЛ” , № 2/2003. с.
8
.)
В статье были допущены некоторые неточности'
- на рис, 1 вместо резистора Л7 номиналом 510 Ом надо поставить резистор
номиналом 100 Ом;
- С2 и СЗ заменить на 2,2 мкФ.
А. ТЫЧИНСКИЙ,
^
г. Воронеж^
предыдущая страница 4 Радиолюбитель 2003-06 читать онлайн следующая страница 6 Радиолюбитель 2003-06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст