РЛ
в ПОМОЩЬ АВТОЛЮБИТЕЛЮ
А. СИГАЕВ
ВЕЛОФАРА НА СВЕТОДИОДАХ
В последнее время радиоэлектронной промышленностью
освоен выпуск так называемых “светодиодов высокой яркости”
бело-голубого цвета, пригодных для использования в качестве
источников света. Преимущества по сравнению с лампами
накаливания очевидны - малый ток потребления (20 мА), ма-
лое напряжение питания (1,
6
.. .2 В), высокий КПД (не выделя-
ют тепла), высокая надежность (отсутствует вакуумный бал-
лон, нежная спиралька накаливания). Минусы - чрезмерная
цена промышленных устройств на этих светодиодах. Напри-
мер, налобный фонарик с тремя светодиодами стоит около
1000 рублей РФ. Между тем, на радиорынках подобные изде-
лия можно приобрести по 50.
..60 рублей РФ. Прямая выгода
для радиолюбителей!
Налобный фонарик я себе все-таки купил и за два года
эксплуатации не скажу о нем ни одного худого слова. Трех
батареек АА действительно хватает часов на 40.
..50. Решил
сделать светодиодную фару. Недостаток яркости скомпенси-
ровал количеством -
6
светодиодов (а можно было и 8.
..
10
,
все равно шесть втрое экономичнее, чем одна лампочка). В
качестве корпуса решил применить корпус от неисправной
компьютерной “мыши". Отличный корпус, эргономический
дизайн! Пластмасса отлично пилится лобзиком, склеивается
дихлорэтаном. Светодиоды размещаются на простейшей пе-
чатной плате, схему соединения подсмотрел, разобрав фир-
менный фонарик. Для 4,5-вольтового питания все светодио-
ды соединяются параллельно, но с последовательными гася-
щими резисторами по
8.
..10 Ом мощностью 0,125 Вт
(рис. 1).
Хотя если источник питания больше
6
В - можно пробовать
последовательное соединение - возрастет экономичность.
Выключатель - любой малогабаритный. Отражатель и фоку-
сирующие элементы в этой оптической системе не нужны.
Диаграмма излучения этих светодиодов настолько узкая, что
на плате их оказалось необходимо распаивать и разгибать не-
много “веером” - иначе пятно света на дороге получается очень
яркое, но узкое
(рис. 2).
Внешнее стекло с оптической точки
зрения излишне, но для защиты от грязи, дождя и механичес-
ких повреждений я решил его все-таки установить. Но если
нет возможности обработать “настоящее” стекло - тогда луч-
ше не ставить вообще
никакого, с оргстеклом
будут очень большие
потери.
Цвет корпуса можно было оставить родной, светло-серый,
но для общей гармонии с остальной навеской велосипеда мож-
но покрасить черной нитрокраской из баллончика. При этом
необходим аккуратность, так как нитрокраска очень активно
растворяет серую “компьютерную” пластмассу). Батарейки раз-
мещаются в сумке для инструментов. Конструкция очень про-
стая, схема распиливания мыши приведена на
рис. 3.
При распиле лобзиком главное - максимальная точность.
Мелкая наждачка, положенная на стекло, позволит вывести
идеальные плоскости, что является залогом качественной
склейки и хорошего внешнего вида изделия. Из остатков ниж-
ней и верхней частей корпуса выпиливаются полоски квадрат-
ного сечения. Из них формируются пазы для закрепления стек-
ла и платы светодиодов. Все “лишние” внутренние элементы
корпуса начисто срезаются скальпелем (а лучше - бормаши-
ной). В принципе, дизайн мышей очень разнообразен, и в каж-
дом конкретном
случае оптималь-
ное рассечение
придется приду-
мывать индивиду-
ально.
Схема склейки
частей приведена
на
рис. 4.
Верх-
нюю и нижнюю ча-
сти между собой
не следует склеи-
вать, они собира-
ются при помощи
винта. Фара в раз-
резе показана на
рис. 5.
Для
ф икса-
циии стекла и пе-
чатной платы на
верхнюю и ниж-
нюю половинки
корпуса по месту
приклеиваю тся
брусочки (пример-
но
2
x
2
x
20
мм).
Между ними обра-
зуются пазы, на-
дежно удержива-
ющие
плату
и
стекло.
Трехмесячной
экспл уа та ц и е й
фары я остался
доволен. Яркость,
конечно, уступает
галогеновой лам-
пе, но препятствия
7/2003
предыдущая страница 11 Радиолюбитель 2003-07 читать онлайн следующая страница 13 Радиолюбитель 2003-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст