на дороге в темноте
видны хорошо - а что
еще от фары нужно?
Потребление тока -
110 мА на
6
светоди-
одов (лампочка от
карманного фонари-
ка потребляет мини-
мум 300 мА, а галоге-
новые - в 2.
..3 раза
больше). Затраты -
300 руб. плюс батарейки. Зато трех батареек хватит на год.
Для тех, кому не будет хвататать
6
светодиодов, можно посо-
ветовать применить
8
...
10
.
Особенно актуален переход на светодиоды для серьезных
велопутешественников. У фонарей с лампами накаливания
срок автономной работы влучшем случае составляет З.
..4часа.
Но если катаясь по вечерам в городских парках можно сми-
риться с необходимостью почти каждый день ставить фонарь
на подзарядку, то что делать в многодневном походе? Брать с
собой несколько комплектов батарей - тяжело, в походе и так
каждый грамм на счету. А фара на диодах будет без проблем
светить все ночи напролет в течение недели - и это на обыч-
ных батареях средней цены/качества. Я, например, использо-
вал “Варту”, и за 3 месяца наездил с включенной фарой не
очень много - часов 25.
..30. Признаков “подсаживания” пока
не наблюдается.
Встретил в магазине промышленный аналог на одном све-
тодиоде! Вот так можно убить любую изначально правильную
идею. Что можно тут посоветовать? Корпус-то хороший - мож-
но попробовать вместо одного поставить хотя бы 3.
..4 диода -
такой вариант позволит кататься.
Итак, первая фара построена, испытана и “обкатана”. Ка-
ковы дальнейшие перспективные направления “светодиодно-
го фаростроения”? Первым этапом, наверное, будет дальней-
шее наращивание мощности. Планирую постройку 10-диод-
ной фары с переключаемым режимом работы 5/10. Дальней-
шее улучшение качества требует применения сложных микро-
электронных компонентов. Например, неплохо бы избавиться
от гасящих/выравнивающих резисторов - ведь на них теряет-
ся 30.
..40% энергии. И стабилизацию тока через светодиоды
независимо от разряженное™ источника хотелось бы иметь.
Наилучшим вариантом было бы последовательное включение
всей цепочки светодиодов со стабилизацией тока. А чтобы не
увеличивать количество последовательных батарей, нужно,
чтобы эта схема еще и напряжение увеличивала с 3 или 4,5 В
до 20.
..25 В. Такие вот, так сказать, ТУ на разработку “идеаль-
ной фары”.
Оказалось, специально для решения таких задач выпус-
каются специализированные ИС. Область их применения -
управление светодиодами подсветки ЖК-мониторов для мо-
бильных устройств - ноутбуков, сотовых телефонов и т.д. В
частности, линейку ИС различного назначения для управле-
ния светодиодами выпускает фирма Maxim (Maxim Integrated
Products, Inc.) Некоторые из этих “решений” отлично подой-
дут для велофары:
Параллельная и последовательная блок-схемы управ-
ления светодиодами показаны на
рис. 6.
Несколько готовых вариантов схем.
Вариант 1
(рис. 7).
Микросхема МАХ1848, управление
цепочкой из 3-х светодиодов.
Вариант 2
(рис. 8).
Повышенная мощность. Микросхе-
ма МАХ1848, включение 3-х параллельных цепочек.
Вариант 3
(рис. 9).
Возможна другая схема включения
обратной связи - с делителя напряжения.
В ПОМОЩЬ АВТОЛЮБИТЕЛЮ
'РЛ
П арал л ел ьная схем а
GB1
I
Вход
Выход
D C /D C
т
Рис. 6
Р егулируем ы й выход (напряж ение или т ок)
*
VD1
(
Л
Ф
И
*
(^Z)VD2i^l)vD3Ql)
Ф
12
ф и
А кт ивны й элем ент
или нагрузочны й резист ор
О брат ная связь
П оследоват ельная схем а
Р егулируем ы й выход (напряж ение ипи т ок)
I
Вход
Выход
D C /D C
V D 1 ( \ 7 )
J r
V D 2 ( \ 7 \
ф йиоЗ.
VD3
Г 5
Zj
Акт ивны й элем ент
или нагрузочны й резист ор
О брат ная связь
L 1 ЗЗмкГн
Рис. 7
L1 Ю мкГн
Рис. 9
7/2003
И З
предыдущая страница 12 Радиолюбитель 2003-07 читать онлайн следующая страница 14 Радиолюбитель 2003-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст