РП\ в ПОМОЩЬ АВТОЛЮБИТЕЛЮ
ние в 0,8 В - порог срабатывания микро-
контроллера.
В итоге охранная система не будет ста-
новиться на охрану либо не будет реагиро-
вать на срабатывание каких-то выключате-
лей. Для исключения подобных ситуаций и
проведена доработка входных цепей охран-
ной системы.
Изменена и схема подключения свето-
диода на тот случай, если взломщику ста-
нут доступны провода подключения к све-
тодиоду, и он попытается вывести из строя
АОСМ путем подачи на провод, подключен-
ный к катоду светодиода, напряжения ве-
личиной, например в 100 В. В этом случае
будет выгорать резистор (412, но работос-
пособность автомобильной охранной сис-
темы не будет нарушена.
Способ изготовления датчика удара,
другие технические подробное™ приведе-
ны в статье
[1
].
Схема на
рис. 2
представляет собой
один из вариантов технической реализации
иммобилайзера - автомобильной охранной
системы сдвумя каналами блокировки ра-
боты двигателя.
Иммобилайзер блокирует пуск двигате-
ля при включении зажигания. Постановка
на охрану и снятие с охраны осуществля-
ется бесконтактным способом с помощью
брелка на ИК-лучах. Схема брелка и опи-
сание его работы приведены в [2]. Для пе-
редачи команд от брелка блоку иммобилай-
зера используется 32-разрядный код, инди-
видуальный для каждого образца автомо-
бильной охранной системы, и фазоимпуль-
сная модуляция инфракрасных лучей.
Включатель БА1 размещается в труд-
нодоступном месте и предназначен для
аварийного отключения блока иммобилай-
зера при выходе его из строя. Сам блок
вместе с фотоприемником и реле разме-
щаются за приборной панелью. Фотопри-
емник прикрепляют изнутри к приборной па-
нели любым способом, предварительно
высверлив в месте крепления отверстие
диаметром 1.
..3 мм для прохождения ИК-
лучей. Хотя можно предварительно прове-
рить работу иммобилайзера без сверления
отверстия. Возможно, мощноста излучения
брелка хватит для преодоления препят-
ствия в виде стенки приборной панели.
Питание 12 В на блок иммобилайзера
подается с электроцепи автомобиля, на ко-
торой появляется напряжения при включе-
нии зажигания. При выключении зажигания
иммобилайзер обесточивается и не потреб-
ляет тока от аккумулятора.
Алгоритм работы иммобилайзера сле-
дующий:
1. ВЫКЛЮЧЕНО - питание блока вык-
лючено, и охранная система в этом режи-
ме не влияет на электрооборудование ав-
томобиля.
2. ПОДГОТОВКА-при первоначальной
подаче питания на блок иммобилайзера за-
горается и горит непрерывно светодиод
\ЛЭ1. Реле К
1
и К2 при этом отключены. Им-
мобилайзер запоминает это текущее состо-
яние системы в своей энергонезависимой
памяти и при последующих отключениях и
включениях питания возвращается в это со-
стояние. В это же состояние иммобилай-
зер переходит и по команде с брелка при
снятии с охраны.
3. ПОСТАНОВКА НА ОХРАНУ - при
включенном зажигании в состоянии ПОД-
ГОТОВКА направить брелок на фотопри-
емник и нажать кнопку брелка один раз.
Система переходит при этом в режим БЛО-
КИРОВКА.
4. БЛОКИРОВКА - в этом режиме све-
тодиод \Л01
(рис. 2)
мигает с частотой 2 Гц,
включаются репе К1 и К2 и своими контак-
тами К1.1 и К2.1 разрывают выбранные
цепи блокировки. Иммобилайзер запоми-
нает это текущее состояние системы в сво-
ей энергонезависимой памяти и, при пос-
ледующих отключениях и включениях за-
жигания, возвращается в это состояние,
блокируя работу двигателя.
5. СНЯТИЕ С ОХРАНЫ - при включен-
ном зажигании в режиме БЛОКИРОВКА на-
править брелок на фотоприемник и нажать
кнопку брелка один раз. Иммобилайзер пе-
рейдет при этом в режим ПОДГОТОВКА.
Во время работы в режиме БЛОКИРОВ-
КА микроконтроллер постоянно проводит
контроль наличия сигнала с фотодатчика.
При пропадании сигнала с фотодатчика ча-
стота мигания светодиода уменьшается с
2 Гц до 0,5 Гц, но блокировка двигателя не
снимается при выключении и включении за-
жигания. Для снятия блокировки двигателя
необходимо устранить возникшую неисп-
равность либо отключить питание иммоби-
лайзера выключателем БА1
(рис. 2).
При
появлении сигнала с фотодатчика частота
мигания светодиода возвращается к исход-
ной частоте.
При включении питания и переходе в
режим ПОДГОТОВКА микроконтроллер так-
же проводит контроль наличия сигнала с
фотодатчика, и при его отсутствии свето-
диод начинает мигать еще реже с частотой
0,2 Гц, указывая на возникшую неисправ-
ность, но не блокируя работу двигателя. Не-
обходимо и в этом случае оперативно уст-
ранить возникшую неисправность.
Фотоприемник ОА1 типа ИМБ5360
можно заменить фотоприемниками
БРН506-36, ТРМБ5360 и т.д. Выключатель
БА1 может быть любого типа, желательно
малогабаритный.
Реле К1 и К2 - любые реле на 12 В с
допустимым током через контакты 8.
..15 А
и более, в зависимости от коммутируемой
нагрузки.
Остальные технические подробности
работы дистанционного управления на ИК-
лучах приведены в статье [
2
].
За консультацией по поводуработы
описанных схем и со своими пожелания-
ми и предложениями обращаться к ав-
тору статьи.
Литература
1
. “Простая автомобильная охранная
система на Р1С12С508А”, - Радиолюби-
тель,
2002
, №
2
.
2. “Простая автомобильная охранная
система на Р1С12Р629 с дистанционным уп-
равлением на ИК-лучах”, - Радиолюбитель,
2003, №5.
»1
12 В
Рис. 2
ИС12Г629
предыдущая страница 15 Радиолюбитель 2003-07 читать онлайн следующая страница 17 Радиолюбитель 2003-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст