МАСТЕР КИТ
РЛ
Ведущий - д. т. н., профессор Г. КАРДАШЕВ
E-mail: [email protected] yandex.ru
ЛАЗЕРНЫ Е СТРУНЫ
Наличие печати
предполагает
наличие набора.
Спрашивайте
а магазинах і
по продаже
компонентов
Заседание №16
6
сентября 1997 года вечернее небо над Москвой проре-
зало звено пилотажной группы “Русских Витязей” и оно оза-
рилось небывалыми красками. Московский университет,
словно повинуясь воле неведомого волшебника, вдруг пре-
вратился в Собор Христа Спасителя,
а
затем с ним стали
происходить и иные не менее удивительные метаморфо-
зы. Воробьевы горы зазвучали как невиданный орган. Это
было шоу под открытым небом под названием "Москва: до-
рога в XXI век", посвященное 850-летию города. В праздни-
ке участвовало около трети жителей столицы (более 3,5
млн. человек).
Шоу было организовано знаменитым французским му-
зыкантом и композитором Жан-Мишель Жаром. Жан с дет-
ских лет жил в мире музыки, ведь его дед - изобретатель
одного из первых звукоснимателей для проигрывателей ви-
ниловых дисков, так что он как бы генетически был пред-
расположен к электронно-музыкальному новаторству.
Несмотря на всю грандиозность и эффектность опи-
санного действа, основную его
изюминку”, несомненно, со-
ставляло исполнение Жаром собственной музыки на спе-
циальном светомузыкальном инструменте - Harpe laser
-
“Лазерной арфе”.
Этот сказочный и даже поэтический инструмент яв-
лялся вполне конкретным техническим воплощением совре-
менной электроники. Пучок света от мощного аргонового
лазера оптоволоконным кабелем подводился к середине ос-
нования треугольника, составляющего как бы каркас арфы.
Отсюда (внутри плоскости треугольника) пучок разделял-
ся на 12 своеобразных лучей-струн, направленных на фо-
тоэлектрические приемники, расположенные на его боко-
вых сторонах. Сигнал с фотоприемников поступал на мик-
роконтроллер и далее подвергался стандартной обработ-
ке по генерации звуков и их огибающих, принятой в те
годы в электронных синтезаторах известной французс-
кой фирмы “RSF”.
Восемь первых лучей использовались для воспроизведе-
ния нот, как в обычной арфе, а остальные четыре
-
для ряда
вспомогательных функций. Так что когда маэстро, сияя, как
ангел в облаках, правда, в берете и черных очках, делал рука-
ми, одетыми в белые перчатки, свои пассы среди лучей-
струн, модулируя световые потоки, умная электроника ог-
лашала горы музыкой, о которой не мечтал и Орфей.
Т а б л .1
V
Позиция
Номинал ,.
Примечание
Количество
1C
513D
і
1
м
FF-180PH
Электродвигатель 0,5.
..бУ
2
РЗ, Р2
4,7 кОм
П отенциометр
2
С1.
..С4
0,033 мкФ
з з з к
4
С5
220 м кФ /10 В
1
Rl, R2, R5. R7. R8
08 О м/0,5 Вт
Голубой, серый, черный
5
R3, R4, R9, R30
1
к Ом
Коричневый, черный,
красны й
4
Зеркало 10x10 мм
2
Socket DIP14
Панель под ИС
1
Втулка с площ адкой под
зеркало
2
Д ерж атели для лазерного
излучателя с винтами
1
компл.
В224
П ечатная плата 100x74 мм
1
Конечно, было бы интересно создать что-либо подобное,
хотя и не в таких грандиозных масштабах. Пусть первые
шаги будут более скромными, но все-таки можно что-то
попробовать и, как говорится, войти в курс дела.
.. А там,
чем черт не шутит, ведь творчество границ не имеет. Для
начала познакомимся с автоматом световых эффектов, в
основе которого лежит создание динамических эффектов
перемещаемым в пространстве лучом лазера.
ЛАЗЕРНЫЙ ЭФФЕКТ ИЗ КОМПЛЕКТА МАСТЕР КИТ
ИК300
Устройство (рис. 1) монтируется на печатной плате раз-
мером 100x74 мм. Здесь располагаются два микроэлект-
родвигателя (М), лазер и электронный блок управления.
Перечень элементов приведен в табл. 1.
На валах двигателей закреплены небольшие зеркаль-
ца. Плоскость зеркал составляет небольшой угол с плос-
костью, перпендикулярной осям двигателей. Луч лазера
попадает на первое зеркальце под определенным углом
к оси двигателя на некотором расстоянии от центра вра-
щения и, отражаясь от него, аналогично попадает на вто-
рое зеркальце. При вращении двигателей выходящий из
устройства луч описывает в пространстве достаточно
причудливую траекторию. Вид узоров, возникающих на
стенах, потолке и в окружающем воздухе (при наличии в
нем рассеивателей, например, пыли или дыма) зависит
от настройки системы (рис.
2
).
Еще в прошлом веке в самых разнообразных устрой-
ствах широко использовалось перемещение луча све-
та зеркалами. Достаточно вспомнить зеркальный галь-
ванометр, ш лейф овые осциллограф ы и самописцы,
первые системы “механического” телевидения. Сейчас
все это выглядит анахронизмом, хотя и в современных
видеопроекторах используется специальная матрица из
микрозеркал.
Рис. 2
23
8/2003
предыдущая страница 22 Радиолюбитель 2003-08 читать онлайн следующая страница 24 Радиолюбитель 2003-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст