АУДИОТЕХНИКА
3) Триодный режим выходного кас-
када.
Щелкать переключателем, да еще
в анодной цепи, нелогично и нецеле-
сообразно. С этим к сурдологу.
Вариант блока питания приведен на
рис. 2. Схема БП не отличается от опи-
санных многократно и в комментариях
не нуждается. Питать накал постоян-
ным током не нужно, это приведет к
ухудшению микродинамики.
Для варианта усилителя с фиксиро-
ванным смещением выходной лампы, с-
хема которого приведена на рис. 3, в
блок питания добавляется дополнитель-
ный источник напряжения смещения,
схема которого приведена на рис. 4.
Подстроечным резистором
^.2
выстав-
ляется напряжение 0,04.
..0,05 В в кон-
трольной точке К.Т. на схеме усилите-
ля рис. 3.
В заключение привожу параметры
Теперь о выходном каскаде. Лампа
6П43П была выбрана не случайно. Пос-
ле прослушивания многих экземпляров
ламп 6П14П, 6П18П, 6П43П было от-
дано предпочтение именно последней.
Конструкция лампы характеризуется
правильной геометрией внутренних ча-
стей, что само по себе говорит о высо-
ком классе этого пентода. Поставьте
именно эту лампу - и вы будете воз-
награждены сочным и ярким звучани-
ем, прекрасной детализацией звука и
его оттенками.
Емкость конденсатора в цепи авто-
матического смещения можно увели-
чить до 1000 мкФ (сравните звук), а ре-
зистором, включенным параллельно
этому конденсатору, выставляется ток ка-
тода выходной лампы в пределах 50 мА
(в варианте с автосмещением).
Автор использовал выходной транс-
форматор ТВЗ 1-9 от лампового теле-
визора, перебранный и “сваренный” в
парафине заново, заменив бумагу в за-
зоре на чертежную кальку, я же исполь-
зовал трансформатор "ПА/бЭЕ москов-
ской фирмы “Аудиоинструмент”.
По моему мнению, отличному, на-
пример, от мнения Симулкина, схема
усилителя которого приведена в жур-
нале “Радиохобби” № 2 за 2003 год
(стр.57), никакой другой режим, кроме
триодного, использовать не нужно. Рас-
суждения Станислава на стр. 58 о пен-
тодном включении выходной лампы
для рок-музыки, ультралинейного-для
шансона и реггей, а триодного - для
классической музыки мне кажутся
спорными. Эклектикой можно зани-
маться, но к звуку это никакого отноше-
ния не имеет.
Основы построения высококаче-
ственных усилителей неизменны в те-
чение многих десятилетий. Это:
1) Кратчайший, с наименьшими по-
терями, путь сигнала;
2) Высококачественные комплекту-
ющие;
усилителя при фиксированном смеще-
нии, измеренные А. Манаковым.
Рвых = 2,5 Вт при КНИ = 2.
..3% на
частоте 1000 Гц. При Рвых = 2,2 Вт
КНИ = 0,8.
..1%.
При использовании ТВЗ 1-9 частот-
ный диапазон С35.
..40 Гцдо 18.
..19 кГц
при неравномерности 1,5.
..2,0 дБ (зави-
сит от качества исполнения ТВЗ 1-9).
При использовании ТУА/бЭЕ фирмы
“Аудиоинструмент” диапазон частот еще
шире. Более подробно об изделиях этой
фирмы можно узнать по ссылке на сай-
те моего хорошего друга Михаила Тороп-
кина www.metaleater.narod.ru
Пусть вас не пугает невысокая вы-
ходная мощность - в комплекте с аку-
стикой, чувствительностью от 90 дБ
2...3 Вт вполне достаточно.
В дальнейшем предполагается оз-
накомить читателей со многими схема-
ми А. Манакова, отличающимися про-
стотой и оригинальностью, а также пре-
красным звуком.
9/2003
предыдущая страница 6 Радиолюбитель 2003-09 читать онлайн следующая страница 8 Радиолюбитель 2003-09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст